Крылья надежды. Бережный путь к развитию

Территория реализации проекта

Федеральный округ
Центральный
Субъект Федерации
Тульская область
Город
Тула

Информация об организации

Название
Центр развития детей и взрослых Ирины Тиньковой (ИП Тинькова И. В.)
Год создания
2020
Руководитель
Тинькова Ирина Витальевна
Электронная почта

Информация об авторе

Автор
Тинькова Ирина Витальевна
Должность
педагог-психолог, педагог раннего развития, эксперт-психолог

Информация о проекте

Год начала реализации
2021
Номинация
Социальная проблема, решаемая проектом

Основная цель: создать модель доступной и качественной цифровой ранней психолого-педагогической помощи и поддержки детей и семей с детьми младенческого (0 – 1 год) и раннего возраста (1-3 года), детей раннего возраста групп риска (в том числе недоношенные дети (родившиеся до 37 недели беременности), дети, зачатые посредством экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), дети из многоплодной беременности).

Дополнительные цели:

- повысить информированность родителей о раннем развитии ребёнка и предоставить им практические инструменты для его стимулирования в домашних условиях

- создать онлайн-сообщество родителей для обмена опытом и взаимоподдержки, чтобы снизить уровень изоляции и беспокойства у родителей в отдалённых районах

- разработать и внедрить эффективные методы ранней профилактики проблем в развитии детей до 3 лет с помощью онлайн-инструментов

Важно отметить, что проект реализуется одним предпринимателем, поэтому его масштаб ограничен. Однако, цель проекта — создать пилотную модель, которая может быть масштабирована в будущем с участием других организаций и специалистов.

Краткое описание

«Крылья надежды. Бережный путь к развитию» — цифровой социальный проект, предоставляющий услуги ранней психолого-педагогической помощи, поддержки и сопровождения для семей с детьми до 3 лет в Тульской области и других субъектах РФ в цифровом формате.

Предоставляет доступ к качественной ранней психолого-педагогической помощи в цифровом формате семьям с детьми (с рождения до 3 лет), включая семьи с недоношенными детьми, детьми, зачатыми с помощью ЭКО, детьми из многоплодной беременности, а также семьям, проживающим в отдалённых районах.

Основные понятия проекта

Под «цифровая ранняя психолого-педагогическая помощь» (ЦРППП) в проекте подразумевается комплекс услуг, оказываемых в цифровом формате (дистанционных технологий, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе Интернет), предоставляется детям и семьям, имеющим детей младенческого и раннего возраста с целью профилактики формирования и/или утяжеления детской инвалидизации.

Цифровая психолого-педагогическая помощь, поддержка и сопровождение – комплекс мероприятий, направленных на обеспечение доступного качественного образования, профилактика нарушений развития, коррекция и адаптация. ЦРППП выступает начальным звеном, способствующим ранней профилактики инвалидизации детей.

Участник процесса ЦРППП – лицо, осуществляющее полноценный уход за ребёнком, включая заботу о его физическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии: родитель, фактический воспитатель и др. лицо, независимо от юридического статуса.

Актуальность и проблематика

Проект – это инициатива, направленная на решение актуальной социальной проблемы недостаточной доступности качественной ранней психолого-педагогической помощи. Направлен на изменение подхода к ранней помощи в регионе.

Ключевой аспект – установление партнёрских отношений с родителями, что является необходимым условием для эффективной ранней помощи. В основу проекта положено предположение, что эффективность ранней помощи невозможна без активного участия родителей и фактических воспитетелей в процессе развития ребёнка.

Родитель (фактический воспитатель) рассматривается не как пассивный наблюдатель, а как ключевая фигура, от участия которой зависит конечный результат. Полученные знания и навыки участниками процесса применяются уже дома самостоятельно, что повышает результативность услуги.

Актуальность проекта определяется следующими факторами:

1. Повышение значимости ранней помощи в развитии детей.

Научно доказано, что первые три года жизни ребёнка являются критическими для формирования его физического, когнитивного и социально-эмоционального развития. Ранняя психолого-педагогическая помощь позволяет своевременно выявить и скорректировать возможные проблемы в развитии ребёнка, что снижает риск инвалидизации и обеспечивает более благоприятные условия для его дальнейшего развития.

2. Неравномерность доступа к ранней помощи в Тульской области.

В Тульской области существует острая нехватка специалистов по раннему развитию, что ограничивает доступ к качественной помощи для семей с детьми до 3 лет. Несмотря на то, что в регионе осуществляется ранняя помощь, не везде есть возможность получить эту услугу в цифровом формате.

3. Появление новых вызовов для ранней помощи.

В современном мире возрастает количество детей из групп риска (недоношенные дети, дети, зачатые с помощью ЭКО, дети из многоплодной беременности), которые требуют специальной психолого-педагогической помощи, поддержки и сопровождения. В основном ранняя помощь охватывает детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Дети нормативного развития из групп риска как правило не получают раннюю помощь.

4. В настоящее время практика партнёрства с родителями в социальной сфере развита недостаточно, что создаёт препятствия для построения эффективной системы ранней помощи.

Инновационная составляющая и новизна проекта

Приоритетным направлением, на наш взгляд, является развитие технологий интерактивного сопровождения детей, семей, имеющих детей младенческого и раннего возраста (особенно групп риска), повышение доступности психолого-педагогических услуг по раннему сопровождению в отдалённых районах, с использованием дистанционных технологий. 

Перевод в цифровое пространство психолого-педагогических технологий сопровождения обеспечивает возможности доступа семей к качественным услугам ранней психолого-педагогической помощи и поддержки, обеспечивает современный уровень пользования услугами ЦРППП.

Проект «Крылья надежды. Бережный путь к развитию» – это не просто набор услуг, а пилотная модель, демонстрирующая эффективность и возможности цифрового формата в предоставлении ранней психолого-педагогической помощи в масштабах одного человека, реализующего проект.

Цели

- создать эффективную пилотную модель ранней психолого-педагогической помощи и поддержки, используя инновационные цифровые решения

- установить доверительные партнёрские отношения с родителями (фактическими воспитателями) и активизировать их участие в процессе ранней помощи, рассматривая их как ключевых участников развития детей.

Основные мероприятия

- консультации для родителей в цифровом формате (телефония, видеозвонки, чаты и т. п. ): педагог-психолог, педагог раннего развития.

- разработка и внедрение информационных материалов, видеолекций: предоставляют родителям знания о раннем развитии ребёнка, помогая им понимать особенности его развития и создавать благоприятную среду для его роста

- разработка, апробация и внедрение электронных курсов: позволяют родителям глубоко изучить разные аспекты развития детей и получить практические рекомендации в цифровом формате

- создать пространство для общения специалиста с родителями и родителей с другими родителями, обмена опытом и получения моральной поддержки

- разработка персонализированных программ развития ребёнка (по отдельным категориям) для самостоятельной работы родителями с детьми: предоставляют родителям инструменты для развития ребёнка в домашней среде

- разработка и внедрение эффективных методов ранней профилактики проблем в развитии детей до 3 лет с помощью онлайн-инструментов

Ожидаемые результаты

- Повышение доступности качественных цифровых услуг ранней психолого-педагогической помощи для семей с детьми от рождения до 3 лет.

- Повышение информированности родителей о раннем развитии ребёнка и предоставление им практических инструментов для его стимулирования в домашних условиях.

- Увеличение количества родителей (фактических воспитателей) в Тульской области, знающих о проблематике раннего развития детей, использующих полученные знания на практике.

- Повышение компетентности родителей (фактических воспитателей) в воспитании и развитии детей.

- Предупреждение возможных проблем в развитии детей раннего возраста.

Проект «Крылья надежды. Бережный путь к развитию» — инновационный и эффективный способ помочь детям и их семьям овладеть необходимыми навыками и знаниями, создать благоприятную среду для развития ребёнка.

Отличительная черта проекта
"Крылья надежды. Бережный путь к развитию» — это не просто набор услуг, а пилотная модель, демонстрирующая эффективность и возможности цифрового формата в предоставлении ранней помощи, шаг к созданию более доступной и качественной системы ранней помощи, и может быть масштабирован и адаптирован для других регионов, вдохновляя других специалистов и организации на создание подобных проектов. 

Варианты масштабирования

- Расширение географического охвата: проект может быть расширен на другие регионы России с учётом специфики каждого региона

- Партнёрство с другими специалистами и организациями: проект может быть реализован в сотрудничестве с другими организациями, и специалистами, занимающимися ранней помощью, что позволит расширить доступ к услугам и увеличить количество благополучателей

- Разработка мобильного приложения: Создание мобильного приложения сделает проект более доступным и удобным для родителей:

1. Доступ к онлайн-библиотеке:

Материалы о раннем развитии: статьи, видеоуроки, методические пособия по различным аспектам раннего развития детей (физическое, когнитивное, речевое, социально-эмоциональное развитие).

Онлайн-курсы: интерактивные курсы по различным темам, например, «Развитие речи у детей», «Игры для развития мелкой моторики», «Воспитание самостоятельности у детей».

Видеоуроки: короткие видеоролики с демонстрацией упражнений, игр и практических советов для родителей.

2. Онлайн-консультации:

Чат с психологом/педагогом: возможность задать вопросы специалисту в онлайн-режиме и оффлайн-режиме.

Проведение консультаций со специалистами в виде телефонного звонка, видеозвонка.

3. Персонализированные программы развития:

Тесты и опросы: определение индивидуальных потребностей ребенка и составление персонализированной программы развития.

Календарь развития: рекомендации по развитию ребенка в соответствии с его возрастом.

Отслеживание прогресса: возможность отмечать достижения ребенка и отслеживать его прогресс.

4. Дополнительные функции:

Онлайн-сообщество: возможность общаться с другими родителями, делиться опытом и получать поддержку.

Календарь событий: информация о мероприятиях и тренингах по раннему развитию в регионе.

Блог: статьи и видеоролики от специалистов по раннему развитию.

Интеграция с другими цифровыми платформами позволит расширить аудиторию проекта и предоставить родителям более широкий спектр услуг.

Проект является перспективным инструментом для повышения качества жизни семей с детьми раннего возраста и создания более благоприятных условий для их развития в России.

Целевая аудитория

1. Семьи с детьми младенческого и раннего возраста (с рождения до 3 лет), в том числе:

 - Семьи с недоношенными детьми

 - Семьи с детьми, зачатыми с помощью ЭКО

 - Семьи с детьми из многоплодной беременности

2. Семьи, проживающие в отдалённых районах

3. Семьи с детьми из групп риска (например, с факторами, повышающими риск развития инвалидности)

4. Специалисты ранней помощи: педагоги, психологи, врачи, работающие с детьми раннего возраста, включая молодых специалистов.

5. Родители, заинтересованные в получении информации о раннем развитии ребёнка.

6. Образовательные учреждения: детские сады, центры раннего развития, школы, которые могут использовать материалы проекта в своей работе.

7. Государственные и общественные организации, занимающиеся вопросами раннего развития детей.

8. Студенты, обучающиеся по специальностям, связанным с ранним развитием детей.

Проблема или задача развития региона или России, решаемая проектом

Проект «Крылья надежды. Бережный путь к развитию»:

- предлагает одно из возможных решений проблемы ограниченного доступа к специалистам по раннему развитию в отдалённых районах не только Тульской области, но и других регионах с помощью цифровых технологий

- направлен на разработку и внедрение современных методик и технологий ранней помощи, адаптированных к местным условиям, с учётом инноваций проекта

- способствует созданию условий для эффективного взаимодействия между родителями и специалистами ранней помощи и повышению квалификации специалистов за счёт внедрения современных методик и технологий

- направлен на укрепление семьи, обеспечение семейного воспитания детей и поддержку материнства и детства.

- предлагает один из вариантов решение этих проблем с помощью цифровых технологий, что делает его значимым вкладом в развитие системы ранней помощи в России

Реализуемый продукт или услуга, конкурентные преимущества
Каким образом достигается экономическая устойчивость, как целевая аудитория получает доступ к продуктам/услугам
Инновационная составляющая проекта, стадия готовности

Проект «Крылья надежды. Бережный путь к развитию» предлагает инновационный подход к ранней психолого-педагогической помощи, используя цифровые технологии для обеспечения доступности и удобства услуг для родителей.

Ключевые инновации:

- создание онлайн-библиотеки и размещение материалов о раннем развитии детей, методических пособий, онлайн-курсов и видеолекций в цифровом формате

- онлайн-консультации через чат, телефонию или видеозвонки

- разработка персонализированных программ раннего развития, позволяющих учитывать индивидуальные потребности каждой семьи с учётом особенностей развития ребёнка.

Преимущества цифрового формата:

- доступность: устраняет географические барьеры, делая психолого-педагогическую помощь доступной для всех родителей, независимо от места проживания

- экономия времени и средств: снижает затраты на дорогу к специалистам и поиск необходимой информации

Стадия реализации:

- проект успешно проходит стадию реализации, апробации и внедрения инновационных цифровых решений, эффективных практик раннего развития

Реализуется ли проект по франшизе
нет

Ключевые показатели за период реализации проекта

Количество созданных рабочих мест за период реализации проекта (осуществления деятельности организации)
1
Количество благополучателей – потребителей продукта проекта за весь период реализации проекта (осуществления деятельности организации)
141

Достигнутый социальный эффект за 2021 год

Прирост количества благополучателей – потребителей продукта проекта за последний календарный год
43
Дополнительные показатели социального эффекта и описание достигнутого эффекта

Улучшение качества жизни семей:

60% семей отмечают улучшение качества жизни за счёт более уверенного и компетентного родительства.

80% семей сообщают о повышении уровня знаний о раннем развитии ребёнка и уверенности в своих способностях воспитывать и обучать детей.

2. Расширение доступа к ранней помощи:

24% благополучателей проживают в отдалённых районах, что свидетельствует о успешном преодолении географических барьеров.

5% семей с детьми с ОВЗ получили доступ к ранней помощи, что особенно важно для этой категории семей.

38% семей с детьми группы риска получили поддержку, что способствует предупреждению возможных проблем в развитии детей.

3. Повышение компетентности родителей:

85% родителей отмечают увеличение своих знаний о раннем развитии ребёнка.

60% родителей активно используют практические инструменты и методики для стимуляции развития своего ребёнка в домашних условиях.
Варианты масштабирования: расширение географического охвата, партнёрство с другими организациями, разработка онлайн-платформы, мобильного приложения

Экономический потенциал и устойчивость

Партнеры проекта

Проект демонстрирует положительную динамику и устойчивость, что подтверждается следующими факторами:

1. Экономический потенциал:

- Растущий спрос: количество семей, получающих помощь проекта, увеличилось на 7,5% в 2024 году по сравнению с 2023 годом, что свидетельствует о востребованности цифровых услуг ранней помощи.

- Социальная направленность: предоставляются скидки 25–50% на консультационные услуги для социально уязвимых групп населения, что делает его доступным для широкого круга семей.

- Инвестирование в развитие: самозанятый-ИП, реализующий проект, вкладывает 15% от дохода в развитие проекта, что обеспечивает его устойчивость и позволяет расширять спектр услуг, повышать качество услуги и внедрять новые технологии.

2. Партнёрство:

- Новые партнёры: за последний год к проекту присоединился самозанятый, логопед-дефектолог, нейрологопед, что позволяет расширить спектр услуг и улучшить качество помощи.

- Совместные проекты: Совместно с партнёром ведётся разработка обучающего курса для родителей по раннему речевому развитию и профилактике отставания в развитии речи у детей раннего возраста.

3. Устойчивость проекта:

- Проект реализуется в рамках социального предпринимательства, что позволяет сочетать социальную миссию с экономической целесообразностью.

- Компетентная команда: в команду проекта входят специалисты с большим практическим опытом работы в сфере логопедии и развития речи, оказания услуг в цифровом формате.

В перспективе, в рамках проекта планируется установить партнёрские отношения с государственными организациями, осуществляющими раннюю помощь, и некоммерческими организациями, работающими в сфере развития детей.

Члены команды проекта

автор-инициатор проекта самозанятый-ИП Тинькова И. В. – эксперт-психолог, педагог-психолог, педагог раннего развития

партнёр проекта самозанятый Кобелева Е. С. – логопед-дефектолог, нейрологопед, специалист в области речевого развития

Объем вложенных средств с начала реализации проекта

Дополнительные ресурсы, привлеченные для реализации проекта

1. Человеческие ресурсы:
Основатель проекта: специалист в области образования, психологии, медицины и педагогики, являющийся двигателем проекта.

Партнёр проекта – специалист в области речевого развития

2. Финансовые ресурсы:
Личные сбережения: финансирование проекта на начальном этапе осуществлялся за счёт собственных средств основателя.

Инвестирование: 15% от дохода от социального предпринимательства направляется на развитие проекта

Средства гранта

Донаты

3. Бесплатные онлайн-ресурсы:

Проект использует бесплатные онлайн-ресурсы (публичные библиотеки, образовательные порталы, блоги, форумы специалистов и т. п. ) для получения информации и развития компетенций

Онлайн-платформы, мессенджеры

4. Материально-технические ресурсы:

Оборудование: на начальном этапе личное оборудование, в 2023 году — приобретённое на средства гранта.

5. Дополнительные ресурсы:

Волонтёры: привлечение волонтёров для помощи в реализации некоторых задач проекта.

Проект реализуется самозанятым-ИП, что ограничивает ресурсы, с одной стороны, но также даёт возможность сосредоточиться на ключевых направлениях и эффективно использовать доступные средства, с другой стороны.

Взаимодействие с отраслевым региональным органом власти

Есть ли взаимодействие с отраслевым региональным органом власти
нет

Всероссийский конкурс проектов
в области социального
предпринимательства и социально
ориентированных некоммерческих организаций

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ