Всероссийский конкурс проектов
в области социального
предпринимательства и социально
ориентированных некоммерческих организаций
Основная цель: создать модель доступной и качественной цифровой ранней психолого-педагогической помощи и поддержки детей и семей с детьми младенческого (0 – 1 год) и раннего возраста (1-3 года), детей раннего возраста групп риска (в том числе недоношенные дети (родившиеся до 37 недели беременности), дети, зачатые посредством экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), дети из многоплодной беременности).
Дополнительные цели:
- повысить информированность родителей о раннем развитии ребёнка и предоставить им практические инструменты для его стимулирования в домашних условиях
- создать онлайн-сообщество родителей для обмена опытом и взаимоподдержки, чтобы снизить уровень изоляции и беспокойства у родителей в отдалённых районах
- разработать и внедрить эффективные методы ранней профилактики проблем в развитии детей до 3 лет с помощью онлайн-инструментов
Важно отметить, что проект реализуется одним предпринимателем, поэтому его масштаб ограничен. Однако, цель проекта — создать пилотную модель, которая может быть масштабирована в будущем с участием других организаций и специалистов.
«Крылья надежды. Бережный путь к развитию» — цифровой социальный проект, предоставляющий услуги ранней психолого-педагогической помощи, поддержки и сопровождения для семей с детьми до 3 лет в Тульской области и других субъектах РФ в цифровом формате.
Предоставляет доступ к качественной ранней психолого-педагогической помощи в цифровом формате семьям с детьми (с рождения до 3 лет), включая семьи с недоношенными детьми, детьми, зачатыми с помощью ЭКО, детьми из многоплодной беременности, а также семьям, проживающим в отдалённых районах.
Основные понятия проекта
Под «цифровая ранняя психолого-педагогическая помощь» (ЦРППП) в проекте подразумевается комплекс услуг, оказываемых в цифровом формате (дистанционных технологий, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе Интернет), предоставляется детям и семьям, имеющим детей младенческого и раннего возраста с целью профилактики формирования и/или утяжеления детской инвалидизации.
Цифровая психолого-педагогическая помощь, поддержка и сопровождение – комплекс мероприятий, направленных на обеспечение доступного качественного образования, профилактика нарушений развития, коррекция и адаптация. ЦРППП выступает начальным звеном, способствующим ранней профилактики инвалидизации детей.
Участник процесса ЦРППП – лицо, осуществляющее полноценный уход за ребёнком, включая заботу о его физическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии: родитель, фактический воспитатель и др. лицо, независимо от юридического статуса.
Актуальность и проблематика
Проект – это инициатива, направленная на решение актуальной социальной проблемы недостаточной доступности качественной ранней психолого-педагогической помощи. Направлен на изменение подхода к ранней помощи в регионе.
Ключевой аспект – установление партнёрских отношений с родителями, что является необходимым условием для эффективной ранней помощи. В основу проекта положено предположение, что эффективность ранней помощи невозможна без активного участия родителей и фактических воспитетелей в процессе развития ребёнка.
Родитель (фактический воспитатель) рассматривается не как пассивный наблюдатель, а как ключевая фигура, от участия которой зависит конечный результат. Полученные знания и навыки участниками процесса применяются уже дома самостоятельно, что повышает результативность услуги.
Актуальность проекта определяется следующими факторами:
1. Повышение значимости ранней помощи в развитии детей.
Научно доказано, что первые три года жизни ребёнка являются критическими для формирования его физического, когнитивного и социально-эмоционального развития. Ранняя психолого-педагогическая помощь позволяет своевременно выявить и скорректировать возможные проблемы в развитии ребёнка, что снижает риск инвалидизации и обеспечивает более благоприятные условия для его дальнейшего развития.
2. Неравномерность доступа к ранней помощи в Тульской области.
В Тульской области существует острая нехватка специалистов по раннему развитию, что ограничивает доступ к качественной помощи для семей с детьми до 3 лет. Несмотря на то, что в регионе осуществляется ранняя помощь, не везде есть возможность получить эту услугу в цифровом формате.
3. Появление новых вызовов для ранней помощи.
В современном мире возрастает количество детей из групп риска (недоношенные дети, дети, зачатые с помощью ЭКО, дети из многоплодной беременности), которые требуют специальной психолого-педагогической помощи, поддержки и сопровождения. В основном ранняя помощь охватывает детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Дети нормативного развития из групп риска как правило не получают раннюю помощь.
4. В настоящее время практика партнёрства с родителями в социальной сфере развита недостаточно, что создаёт препятствия для построения эффективной системы ранней помощи.
Инновационная составляющая и новизна проекта
Приоритетным направлением, на наш взгляд, является развитие технологий интерактивного сопровождения детей, семей, имеющих детей младенческого и раннего возраста (особенно групп риска), повышение доступности психолого-педагогических услуг по раннему сопровождению в отдалённых районах, с использованием дистанционных технологий.
Перевод в цифровое пространство психолого-педагогических технологий сопровождения обеспечивает возможности доступа семей к качественным услугам ранней психолого-педагогической помощи и поддержки, обеспечивает современный уровень пользования услугами ЦРППП.
Проект «Крылья надежды. Бережный путь к развитию» – это не просто набор услуг, а пилотная модель, демонстрирующая эффективность и возможности цифрового формата в предоставлении ранней психолого-педагогической помощи в масштабах одного человека, реализующего проект.
Цели
- создать эффективную пилотную модель ранней психолого-педагогической помощи и поддержки, используя инновационные цифровые решения
- установить доверительные партнёрские отношения с родителями (фактическими воспитателями) и активизировать их участие в процессе ранней помощи, рассматривая их как ключевых участников развития детей.
Основные мероприятия
- консультации для родителей в цифровом формате (телефония, видеозвонки, чаты и т. п. ): педагог-психолог, педагог раннего развития.
- разработка и внедрение информационных материалов, видеолекций: предоставляют родителям знания о раннем развитии ребёнка, помогая им понимать особенности его развития и создавать благоприятную среду для его роста
- разработка, апробация и внедрение электронных курсов: позволяют родителям глубоко изучить разные аспекты развития детей и получить практические рекомендации в цифровом формате
- создать пространство для общения специалиста с родителями и родителей с другими родителями, обмена опытом и получения моральной поддержки
- разработка персонализированных программ развития ребёнка (по отдельным категориям) для самостоятельной работы родителями с детьми: предоставляют родителям инструменты для развития ребёнка в домашней среде
- разработка и внедрение эффективных методов ранней профилактики проблем в развитии детей до 3 лет с помощью онлайн-инструментов
Ожидаемые результаты
- Повышение доступности качественных цифровых услуг ранней психолого-педагогической помощи для семей с детьми от рождения до 3 лет.
- Повышение информированности родителей о раннем развитии ребёнка и предоставление им практических инструментов для его стимулирования в домашних условиях.
- Увеличение количества родителей (фактических воспитателей) в Тульской области, знающих о проблематике раннего развития детей, использующих полученные знания на практике.
- Повышение компетентности родителей (фактических воспитателей) в воспитании и развитии детей.
- Предупреждение возможных проблем в развитии детей раннего возраста.
Проект «Крылья надежды. Бережный путь к развитию» — инновационный и эффективный способ помочь детям и их семьям овладеть необходимыми навыками и знаниями, создать благоприятную среду для развития ребёнка.
Отличительная черта проекта
"Крылья надежды. Бережный путь к развитию» — это не просто набор услуг, а пилотная модель, демонстрирующая эффективность и возможности цифрового формата в предоставлении ранней помощи, шаг к созданию более доступной и качественной системы ранней помощи, и может быть масштабирован и адаптирован для других регионов, вдохновляя других специалистов и организации на создание подобных проектов.
Варианты масштабирования
- Расширение географического охвата: проект может быть расширен на другие регионы России с учётом специфики каждого региона
- Партнёрство с другими специалистами и организациями: проект может быть реализован в сотрудничестве с другими организациями, и специалистами, занимающимися ранней помощью, что позволит расширить доступ к услугам и увеличить количество благополучателей
- Разработка мобильного приложения: Создание мобильного приложения сделает проект более доступным и удобным для родителей:
1. Доступ к онлайн-библиотеке:
Материалы о раннем развитии: статьи, видеоуроки, методические пособия по различным аспектам раннего развития детей (физическое, когнитивное, речевое, социально-эмоциональное развитие).
Онлайн-курсы: интерактивные курсы по различным темам, например, «Развитие речи у детей», «Игры для развития мелкой моторики», «Воспитание самостоятельности у детей».
Видеоуроки: короткие видеоролики с демонстрацией упражнений, игр и практических советов для родителей.
2. Онлайн-консультации:
Чат с психологом/педагогом: возможность задать вопросы специалисту в онлайн-режиме и оффлайн-режиме.
Проведение консультаций со специалистами в виде телефонного звонка, видеозвонка.
3. Персонализированные программы развития:
Тесты и опросы: определение индивидуальных потребностей ребенка и составление персонализированной программы развития.
Календарь развития: рекомендации по развитию ребенка в соответствии с его возрастом.
Отслеживание прогресса: возможность отмечать достижения ребенка и отслеживать его прогресс.
4. Дополнительные функции:
Онлайн-сообщество: возможность общаться с другими родителями, делиться опытом и получать поддержку.
Календарь событий: информация о мероприятиях и тренингах по раннему развитию в регионе.
Блог: статьи и видеоролики от специалистов по раннему развитию.
Интеграция с другими цифровыми платформами позволит расширить аудиторию проекта и предоставить родителям более широкий спектр услуг.
Проект является перспективным инструментом для повышения качества жизни семей с детьми раннего возраста и создания более благоприятных условий для их развития в России.
1. Семьи с детьми младенческого и раннего возраста (с рождения до 3 лет), в том числе:
- Семьи с недоношенными детьми
- Семьи с детьми, зачатыми с помощью ЭКО
- Семьи с детьми из многоплодной беременности
2. Семьи, проживающие в отдалённых районах
3. Семьи с детьми из групп риска (например, с факторами, повышающими риск развития инвалидности)
4. Специалисты ранней помощи: педагоги, психологи, врачи, работающие с детьми раннего возраста, включая молодых специалистов.
5. Родители, заинтересованные в получении информации о раннем развитии ребёнка.
6. Образовательные учреждения: детские сады, центры раннего развития, школы, которые могут использовать материалы проекта в своей работе.
7. Государственные и общественные организации, занимающиеся вопросами раннего развития детей.
8. Студенты, обучающиеся по специальностям, связанным с ранним развитием детей.
Проект «Крылья надежды. Бережный путь к развитию»:
- предлагает одно из возможных решений проблемы ограниченного доступа к специалистам по раннему развитию в отдалённых районах не только Тульской области, но и других регионах с помощью цифровых технологий
- направлен на разработку и внедрение современных методик и технологий ранней помощи, адаптированных к местным условиям, с учётом инноваций проекта
- способствует созданию условий для эффективного взаимодействия между родителями и специалистами ранней помощи и повышению квалификации специалистов за счёт внедрения современных методик и технологий
- направлен на укрепление семьи, обеспечение семейного воспитания детей и поддержку материнства и детства.
- предлагает один из вариантов решение этих проблем с помощью цифровых технологий, что делает его значимым вкладом в развитие системы ранней помощи в России
Проект «Крылья надежды. Бережный путь к развитию» предлагает инновационный подход к ранней психолого-педагогической помощи, используя цифровые технологии для обеспечения доступности и удобства услуг для родителей.
Ключевые инновации:
- создание онлайн-библиотеки и размещение материалов о раннем развитии детей, методических пособий, онлайн-курсов и видеолекций в цифровом формате
- онлайн-консультации через чат, телефонию или видеозвонки
- разработка персонализированных программ раннего развития, позволяющих учитывать индивидуальные потребности каждой семьи с учётом особенностей развития ребёнка.
Преимущества цифрового формата:
- доступность: устраняет географические барьеры, делая психолого-педагогическую помощь доступной для всех родителей, независимо от места проживания
- экономия времени и средств: снижает затраты на дорогу к специалистам и поиск необходимой информации
Стадия реализации:
- проект успешно проходит стадию реализации, апробации и внедрения инновационных цифровых решений, эффективных практик раннего развития
Улучшение качества жизни семей:
60% семей отмечают улучшение качества жизни за счёт более уверенного и компетентного родительства.
80% семей сообщают о повышении уровня знаний о раннем развитии ребёнка и уверенности в своих способностях воспитывать и обучать детей.
2. Расширение доступа к ранней помощи:
24% благополучателей проживают в отдалённых районах, что свидетельствует о успешном преодолении географических барьеров.
5% семей с детьми с ОВЗ получили доступ к ранней помощи, что особенно важно для этой категории семей.
38% семей с детьми группы риска получили поддержку, что способствует предупреждению возможных проблем в развитии детей.
3. Повышение компетентности родителей:
85% родителей отмечают увеличение своих знаний о раннем развитии ребёнка.
60% родителей активно используют практические инструменты и методики для стимуляции развития своего ребёнка в домашних условиях.
Варианты масштабирования: расширение географического охвата, партнёрство с другими организациями, разработка онлайн-платформы, мобильного приложения
Проект демонстрирует положительную динамику и устойчивость, что подтверждается следующими факторами:
1. Экономический потенциал:
- Растущий спрос: количество семей, получающих помощь проекта, увеличилось на 7,5% в 2024 году по сравнению с 2023 годом, что свидетельствует о востребованности цифровых услуг ранней помощи.
- Социальная направленность: предоставляются скидки 25–50% на консультационные услуги для социально уязвимых групп населения, что делает его доступным для широкого круга семей.
- Инвестирование в развитие: самозанятый-ИП, реализующий проект, вкладывает 15% от дохода в развитие проекта, что обеспечивает его устойчивость и позволяет расширять спектр услуг, повышать качество услуги и внедрять новые технологии.
2. Партнёрство:
- Новые партнёры: за последний год к проекту присоединился самозанятый, логопед-дефектолог, нейрологопед, что позволяет расширить спектр услуг и улучшить качество помощи.
- Совместные проекты: Совместно с партнёром ведётся разработка обучающего курса для родителей по раннему речевому развитию и профилактике отставания в развитии речи у детей раннего возраста.
3. Устойчивость проекта:
- Проект реализуется в рамках социального предпринимательства, что позволяет сочетать социальную миссию с экономической целесообразностью.
- Компетентная команда: в команду проекта входят специалисты с большим практическим опытом работы в сфере логопедии и развития речи, оказания услуг в цифровом формате.
В перспективе, в рамках проекта планируется установить партнёрские отношения с государственными организациями, осуществляющими раннюю помощь, и некоммерческими организациями, работающими в сфере развития детей.
автор-инициатор проекта самозанятый-ИП Тинькова И. В. – эксперт-психолог, педагог-психолог, педагог раннего развития
партнёр проекта самозанятый Кобелева Е. С. – логопед-дефектолог, нейрологопед, специалист в области речевого развития
1. Человеческие ресурсы:
Основатель проекта: специалист в области образования, психологии, медицины и педагогики, являющийся двигателем проекта.
Партнёр проекта – специалист в области речевого развития
2. Финансовые ресурсы:
Личные сбережения: финансирование проекта на начальном этапе осуществлялся за счёт собственных средств основателя.
Инвестирование: 15% от дохода от социального предпринимательства направляется на развитие проекта
Средства гранта
Донаты
3. Бесплатные онлайн-ресурсы:
Проект использует бесплатные онлайн-ресурсы (публичные библиотеки, образовательные порталы, блоги, форумы специалистов и т. п. ) для получения информации и развития компетенций
Онлайн-платформы, мессенджеры
4. Материально-технические ресурсы:
Оборудование: на начальном этапе личное оборудование, в 2023 году — приобретённое на средства гранта.
5. Дополнительные ресурсы:
Волонтёры: привлечение волонтёров для помощи в реализации некоторых задач проекта.
Проект реализуется самозанятым-ИП, что ограничивает ресурсы, с одной стороны, но также даёт возможность сосредоточиться на ключевых направлениях и эффективно использовать доступные средства, с другой стороны.
Всероссийский конкурс проектов
в области социального
предпринимательства и социально
ориентированных некоммерческих организаций