Фестиваль восстановления исторической среды Том Сойер Фест

Территория реализации проекта

Федеральный округ
Приволжский
Субъект Федерации
Самарская область
Город
г. Самара

Информация об организации

Название
Самарская региональная общественная организация «За информационное общество»
Год создания
2011
Руководитель
Кнор Анастасия Юрьевна
Электронная почта

Информация об авторе

Автор
Кнор Анастасия Юрьевна
Должность
Директор

Информация о проекте

Год начала реализации
2015
Номинация
Социальная проблема, решаемая проектом
Главная цель — вовлечение граждан и бизнес в процесс сохранения и восстановления исторического наследия России. Цель второго уровня — создание условий для развитии экономики наследия, в частности, создание вдохновляющих примеров для людей и предпринимателей ремонтировать (реставрировать) исторические дома. 
Краткое описание
Фестиваль Том Сойер Фест (ТСФ) вырос из низовой инициативы волонтеров Самары. Изначальная цель была восстанавливать ценные исторические здания силами волонтеров на средства жиелей этих домов, партнеров и спонсоров. Результаты 1 года оказались настолько впечатляющими (было восстановлено 3 здания в центре Самары), что к инициативе захотели присоединиться другие города. С 2017 года самарская команда провела 5 школ для координаторов и волонтеров ТСФ. Результат — Фестиваль ТСФ хотя бы раз проводился в 82 городах и селах России. Сегодня ТСФ — это мощное горинзонтальное сообщество, объединяющее порядка 10 000 волонтеров наследия по всей стране. Силами волонтеров восстановлено более 250 домов и других исторических объектов.  
Целевая аудитория

1. Активные горожане, как правило в возрасте от 25 до 50 лет, которые видят ценность в историческом наследии и хотят внести свой вклад в его восстановлении

2. Представители бизнеса, которые вовлекаются ресурсами в процесс сохранения (восстановления) исторически значимых объектов

Проблема или задача развития региона или России, решаемая проектом

По мнению Министра культуры Ольги Любимовой, недопокмплект реставраторов в России составляет порядка 20%: «К сожалению, количество объектов культурного наследия, нуждающихся в срочной реставрации, все еще в разы превосходит количество наших уникальных специалистов, которые способны сохранять эти шедевры для передачи будущим поколениям».
Волонтеры Фестиваля ТСФ первыми в России начали восстанавливать рядовые исторические здания для того, чтобы сохранить память места и уникальную деревянную или деревянно-каменную архитектуру. У этих зданий нет охранных статусов, и они первыми попадают под ковши экскаваторов. 
Сообщество ТСФ также проводит много лет обучающие практикумы (реставрационные кампусы) по работе с историческими материалами, деталями и технологиями, тем самым существенно восполняя дефицит специалистов, способных работать с объектами наследия. 

Ну и, конечно, Фестиваль ТСФ решает задачу вовлечения исторических зданий в экономику наследия. В восстановленныхсилами волонтеров зданиях открываются частные музеи, кофейни, рестораны, магазины и другие виды креативного бизнеса и превлакают большое количество туристов и горожан.  

Реализуемый продукт или услуга, конкурентные преимущества
Каким образом достигается экономическая устойчивость, как целевая аудитория получает доступ к продуктам/услугам
Инновационная составляющая проекта, стадия готовности
Инновационность заключается в том, чтобы создать такой проект, в котором волонтеры тратят свои силы в большоей степени на чужие здания. То есть бескорыстный труд волонтеров направлен на кристальную идею сохранения наследия. То же самое и в части бизнеса, который помогает фестивалю. Люди не ждут никакой выгоды для себя. Для них общественное благо является главным.  
Мотивированность команд ТСФ требует постоянной подпитки. именно поэтому была создана экосистема фестиваля, в которую входят обучающие и наставнические треки, туристическое волонтерство, общероссийские слеты, а также финансовый инструмент поддержки команд и общественных практик — Благотворительный фонд «Том Сойер Фест — Наследие».
Реализуется ли проект по франшизе
нет

Ключевые показатели за период реализации проекта

Количество созданных рабочих мест за период реализации проекта (осуществления деятельности организации)
40
Количество благополучателей – потребителей продукта проекта за весь период реализации проекта (осуществления деятельности организации)
1000000

Достигнутый социальный эффект за 2021 год

Прирост количества благополучателей – потребителей продукта проекта за последний календарный год
10000
Дополнительные показатели социального эффекта и описание достигнутого эффекта

1. Мы показали собственникам исторических зданий, что не нужно ждать, когда кто-то придет и сделает ремонт, можно ухаживать за теми же фасадами самим. Это,во-первых, недорого, а во-вторых, увлекательно. И мы видим, как на улицах, где волонтеры восстановили один или 2 дома собственники других зданий начинают тоже обновлять свои дома. 

2. Мы создали волонтерскую коллаборацию из уникальной социальной группы — работающие активные горожане (25 - 50 лет). И им хватает времени и сил, чтиобы после работы или в выходные приходить трудиться на объекте наследия. 

3. Опосредованно, в купе с другими факторами, мы создали моду на исторические здания преимущественного у молодого поколения. Люди покупают квартиры и старенькие дома, восстанавливают их. А это значит, что у исторических центров городов появляется такая важная жилая функция (а не только музейная), растер спрос на историческую недвижимость. И главное, что это осознанные собственники, которые хотят жить рядом с историей и точно будут её беречь.  
Масштабирование у проекта несложное. Главное, — нужна команда людей, которые готовы искренне стартовать фестиваль в своем городе. А мы поможем с советами и методикой.

Экономический потенциал и устойчивость

Партнеры проекта

У фестиваля ТСФ большая партнерская база. Есть федеральные партнеры, которые помогают всем без исключения командам ТСФ (Лемана ПРО, Неомид), есть те, кто работает по кустовому принципу, в городах присутствия бизнеса (Тиккурила). Есть региональные и местные партнеры у каждой команды. Например, партнерский портфель самарского фестиваля составляет от 1 000 000 до 2 000 000 рублей в сезон в зависимости от количества объектов и их сложности.

Также большим ресурсом фествиаля является корпоративное волонтерство: когда партнеры приезжают своими командами работать на объекты. В Самаре таких корпоративных волонтеров  около 10 команд. 

Члены команды проекта

Кнор Анастасия — руководитель, с функцией GR, 

Мария Черепок — координатор по работе с волонтерами

Татьяна суркова — коорлдинатор по работе с партнерами

Антон Черепок — координатор площадки + PR

Вера Лисицына — администратор с функцией бехгалтера

Объем вложенных средств с начала реализации проекта

Дополнительные ресурсы, привлеченные для реализации проекта
Пожертвования материальные от граждан и партнеров (денежные средства, материалы, инструменты, услуги), вклад волонтеров в восстановление зданий, проведение мероприятий

Взаимодействие с отраслевым региональным органом власти

Есть ли взаимодействие с отраслевым региональным органом власти
нет

Всероссийский конкурс проектов
в области социального
предпринимательства и социально
ориентированных некоммерческих организаций

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ