Всероссийский конкурс проектов
в области социального
предпринимательства и социально
ориентированных некоммерческих организаций
Основная цель проекта заключается в создании равных условий развития для всех детей, включая тех, кто имеет ограниченные возможности здоровья (ОВЗ).
Мы стремимся обеспечить активное участие детей с ОВЗ в социальной жизни и взаимодействии со сверстниками. Ключевым аспектом успешной инклюзии является формирование среды, в которой такие дети могут чувствовать себя комфортно и безопасно в коллективе.
Социализация играет важную роль в адаптации детей к социальной реальности, и наш проект направлен на то, чтобы помочь каждому ребенку найти свое место в обществе и развить необходимые навыки для успешного взаимодействия с окружающими.
Проект был основан Марией Куликовой, многодетной матерью и бабушкой, а также создательницей детского центра «Мофет», амбассадор социального предпринимательства в Пензенской области. На данный момент 2-е ее детей и 3-е внучек прошли обучение и посещали летние программы в детском центре «Мофет».
С 2017 года центр предоставляет услуги дополнительного образования и ухода за детьми, обладая необходимыми образовательными лицензиями и сертификатами.
Центр находится по адресам: ул. Ленина, 16 а и ул. Красная, 93. Основное внимание в проекте уделяется речевому развитию детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). С 2021 года реализуется специальный проект «Логосад», который предлагает группы длительного пребывания до 8 часов для детей с ОВЗ. В этих группах работают квалифицированные логопеды и дефектологи, которые разрабатывают индивидуальные программы занятий, направленные на развитие каждого ребенка. Работа проходит в малых группах до 6-7 человек, что позволяет обучать детей по индивидуальным программам.
Воспитатели активно поддерживают речевую активность детей и следуют рекомендациям специалистов, что позволяет значительно улучшить результаты их развития. Занятия включают развитие мелкой моторики, дидактические игры и нейрогимнастику. Проект создает инклюзивную развивающую среду, где дети с ОВЗ могут социализироваться и развиваться вместе с нормотипичными сверстниками, используя современные цифровые технологии и интерактивные методы обучения.
Кроме того, проект предоставляет поддержку родителям детей с ОВЗ, предлагая консультации и рекомендации по вопросам воспитания и развития. Центр создает безопасное и дружелюбное пространство для общения между детьми, что способствует гармоничному развитию каждого ребенка и облегчает задачу родителям в вопросах интеграции и социализации их детей.
Дети с 2 до 7 лет (нормотипичные), проживающие на территории города.
Дети с 2 до 7 лет с ОВЗ, (с нарушением речи, задержкой психического развития, с нарушением опорно-двигательного аппарата), проживающие на территории города.
Родители нормотипичных детей с 2 до 7 лет, проживающие на территории города.
Родители детей с ОВЗ (с нарушением речи, задержкой психического развития, с нарушением опорно-двигательного аппарата) с 2 до 7 лет, проживающие на территории города.
В России, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). С конца XX века частота детской инвалидности в нашей стране увеличилась в 2 раза и по различным данным составляет от 6 до 9%. В последние два года эта проблема стала особенно актуальной на фоне пандемии COVID-19, которая усугубила существующие трудности в сфере социальной адаптации и реабилитации лиц с особыми потребностями. Социальные и экономические условия значительно изменились, что привело к дополнительным вызовам для семей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Современные исследования показывают, что инклюзивное образование является единственно приемлемым способом обучения детей с ОВЗ. Наш опыт и действующий проект показывает, что взаимодествие нормотипичных детей и детей с ОВЗ, помогает детям быть толлерантными и добрыми к людям.
Новизна проекта заключается в следующем:
- Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся независимо от индивидуальных особенностей,
- Создание образовательной среды, адаптированной к потребностям и возможностям каждого ребёнка: адаптация учебных заданий, методик обучения, средств обучения под особенности развития ребенка,
- Использование инновационных технологий: аудиоплееры, говорящие калькуляторы, интерактивная доска,
- Сочетание индивидуальных и коллективных форм обучения.
Эти инновационные элементы помогут не только решить существующие проблемы, но и создать более адаптивную, инклюзивную и поддерживающую среду для детей с ОВЗ и их семей.
Социальный эффект проявляется в следующем:
1. Дети с ОВЗ успешно осваивают программы для возраста 4-5 и 5-6 лет, что свидетельствует о высоком уровне адаптации и эффективности предложенных методик.
2. Участие детей в коллективных видах деятельности способствует развитию социальных навыков и взаимодействию с окружающими.
3. Родители детей с ОВЗ получают необходимые знания и навыки для эффективного взаимодействия как со своими детьми, так и с другими, что укрепляет семейные связи.
4. Дети с ОВЗ находят друзей среди нормотипичных сверстников, что способствует развитию толерантного поведения и взаимопонимания в коллективе.
5. Отсутствие пропусков занятий и высокая мотивация детей посещать центр указывают на успешность образовательного процесса и создание комфортной атмосферы.
6. Наблюдаемая положительная динамика в психосоматическом здоровье и снижение заболеваемости детей с ОВЗ подтверждают эффективность деятельности педагогов.
Проект создает условия для гармоничного сосуществования всех детей, развивая их потенциал и укрепляя социальные связи.
Куликова Мария Дмитриевна, руководитель проекта, педагог дополнительного образования,
Ефимова Татьяна Васильевна, методист центра, педагог дополнительного образования,
Сучилина Елена Николаевна, логопед-дефектолог,
Сонина Ирина Александровна, педогог-психолог,
Гомонец Надежда Васильевна, педагог дополнительного образования,
Дудорова Галина Владимировна, педагог дополнительного образования
Черткова Ксения Юрьевна, администратор
Собственные средства предпринимателя,
Собственные помещения площадью, 400 кв. м. на ул. Ленина, 16а, 300 кв. м. на ул. Красная, 93
Оборудование для помещений и кабинетов для огранизаций занятий,
Компьютерое оборудование для организации образовательной среды, адаптированной к потребностям и возможностям каждого ребёнка,
Адаптированные учебных заданий, методики обучения, средства обучения под особенности развития ребенка,
Грантовые средства, полученные в 2021 году.
Всероссийский конкурс проектов
в области социального
предпринимательства и социально
ориентированных некоммерческих организаций