Центр детского развития «Айсберг» — дополнительное образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста от 4 до 11 лет

Территория реализации проекта

Федеральный округ
Центральный
Субъект Федерации
Воронежская область
Город
рп.Хохольский

Информация об организации

Название
Центр детского развития «Айсберг»
Год создания
2023
Руководитель
Андреева Татьяна Александровна
Электронная почта

Информация об авторе

Автор
Андреева Татьяна Александровна
Должность
Педагог

Информация о проекте

Год начала реализации
2023
Номинация
Социальная проблема, решаемая проектом

Цель нашего проекта – профилактика, диагностика и преодоление недостатков в успеваемости школьников с нейроразличиями в рамках альтернативного образовательного пространства. Центр детского развития «Айсберг» выступает важнейшим звеном в создании поддерживающей образовательной среды для детей старшего дошкольного возраста и начальной школы. В стенах нашего центра действуют семейные классы, где обучаются дети с разнообразными уровнями успеваемости, а родители активно вовлечены в процесс обучения, что создает атмосферу сотрудничества и взаимопонимания. Мы предлагаем дополнительные занятия по русскому языку и математике для учеников 1-4 классов, что обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку, способствуя устранению пробелов в знаниях и подготовке к следующему этапу обучения. Кроме того, мы фокусируемся на подготовке детей к школьному обучению, что играет ключевую роль в их дальнейшей учебной деятельности и социализации, формируя уверенность и желание учиться в условиях полноценного взаимодействия и поддержки.

Краткое описание

ПРОБЛЕМА

В 2018 году международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA показала, что в России 22% школьников 15 лет не достигли порогового уровня по читательской грамотности (практически неграмотны в чтении), по  математике низкий и ниже низкого уровня показали 28% учащихся, не достигли порогового значения естественнонаучной грамотности 21% учащихся 15 лет.

В соответствии с паспортом национального проекта «Образование» в 2019—2024 годах в субъектах Российской Федерации проводится оценка качества общего образования на основе Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся, которые утверждены совместным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 590/219 от 06.05.2019 (далее — Методология). Национальным центром исследования «Оценка по модели PISA» является ФГБУ «ФИОКО».

Среди участников общероссийской оценки по модели PISA в 2021 году 15% не достигли порогового уровня по читательской грамотности, 19% — по математической грамотности, 17% не преодолели порог второго уровня по естественно-научной грамотности. В рамках данного анализа 40% школ отнесены к группе рисковых ОО.

Результаты опроса, проведенного Высшей школой экономики, в целом согласуются с результатами международного и общероссийского исследований. Опросы показали, что в России 17,6% неуспешных учеников 9 классов, 77,7% хорошистов и 4,7% отличников.

Данные исследований указывают на необходимость системной работы со школьной неуспешностью.

Под читательской грамотностью понимается способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в жизни общества.

Математическая грамотность — это способность человека формулировать, применять и интерпретировать математические явления в различных контекстах. Она включает в себя способность к математической аргументации, применение математических концептов, операций, фактов и инструментов для описания, объяснения и предсказания явлений. Она способствует пониманию роли, которую математика играет в современном мире, а также ее роли в процессе вынесения взвешенных суждений и решений, необходимых для конструктивной, вовлеченной и осознанной жизни в обществе.

Естественно-научная грамотность понимается как способность осознанного взаимодействия с научными идеями и задачами, требующими наукообразного представления.

Чаще всего трудности с учёбой бывают у детей, живущих в малых городах с численностью населения менее 100 тысяч человек и в сельской местности. Что касается типов школ, то неуспешные ученики гораздо чаще встречаются в обычных образовательных организациях; в лицеях или гимназиях их меньше.

В бюллетене ФГБУ «ФИОКО», в частности, описаны факторы, с которыми связывают неуспешность школьников. К этим факторам относятся социально-экономическое положение семей, образование родителей и вовлечённость детей в дополнительное образование.

Что касается младших классов, то в России около 30% школьников младших классов страдают дислексией, более 37% — дисграфией.

Дискалькулия, дисграфия и дислексия — нейтроотличия у людей, с которыми им крайне сложно соответственно считать, писать или читать. При этом у этих детей нет снижения интеллекта. При своевременной помощи и поддержке в начальной школе эти ребята могут успешно освоить школьную программу и реализоваться в жизни. Если же они вынуждены проживать раз за разом ситуацию неуспеха в переполненных классах при отсутствии индивидуального подхода, то из-за проблем со счетом, чтением, устной и письменной речью у детей появляется стойкое негативное отношение к учебе, снижается мотивация, они всячески избегают уроков и домашних заданий, не хотят продолжать обучение после окончания 9 класса.

В школах СССР об подобных нейроособенностях у детей практически ничего не знали, да и знать не хотели, такие ученики были двоечниками и второгодниками.

В скандинавских странах дискалькулия, дисграфия и дислексия — уже давно даже не диагноз, а просто особенность, не делающая человека дефективным. В современной России, если нарушения навыков чтения и письма у ребенка являются устойчивыми и коррекции поддаются плохо, то такой ученик может пройти специальную комиссию, получить статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и далее учиться по индивидуальным адаптированным программам. В реальной практике ученик остается в том же классе и ему просто вместо двоек ставят тройки. А вот по части сдачи выпускных экзаменов в 9 и 11 классах утешительных новостей по-прежнему нет. Ученики с дискалькулией, дисграцией и дислексией сдают обязательные русский язык и математику наравне со всеми.

Начальная школа — ступень, на которой впервые так наглядно для всех проявляются трудности в обучении, и одновременно — это этап, на котором еще возможно обеспечить профилактику, диагностику и купирование проблемы. Позже прогресс, скорее всего, будет стремиться к нулю. Если недостатки были выявлены на раннем этапе, например, в первом классе, и сразу же школьник начинает заниматься и занимается беспрерывно два года подряд, то большинство детей исправляются. Но вот если до специалиста дошли только в четвертом классе, то коррекции поддается уже очень и очень малый процент детей, — говорит руководитель центра «Скандинавские логопедические системы» Катрин Бенуа.

Специалисты указывают на причины, по которым детям с перечисленными диагнозами в России не всегда успевают помочь: запоздалая диагностика, дефицит специалистов, способных вовремя распознать и работать с подобными проблемами у детей. В школах практически нет отдельных групп и педагогов, которые работают по индивидуальным образовательным маршрутам.

Проблема трудностей в обучении имеет серьезные антропологические и социально-экономические измерения. Школьная неуспешность является значимым предиктором профессиональной и социальной неуспешности на следующих возрастных этапах. Негативные эффекты данной проблемы проявляются в судьбах конкретных детей, сказываются на благополучии территорий, имеют долгосрочное влияние на качество человеческого капитала страны, особенно условиях сокращения численности населения (Психологическая наука и образование. 2023 Т. 28 № 5).

ОХВАТ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

По данным Росстата на начало 2022–2023 учебного года, численность учащихся 1–4 классов в России — 7 604 тысячи человек.

Отчеты Воронежстата показывают, что на начало 2022 года численность детей 7-10 лет в Воронежской области составляла 102286 чел.

В рп.Хохольский количество учащихся начальных классов школ МОУ СОШ и «Хохольского лицея» составляет 531 человек; в мкр.Шилово г. Воронежа примерно 2000 учеников 1-4 классов (школы 92 и 103).

По данным на 1 ноября 2024 года, средняя зарплата в рабочем посёлке Хохольский составляет 33 320 рублей (ГородРабот.ру, сетевое издание «Труд Черноземья», grubber.ru).

По данным Воронежстата, в июне 2024 года средний размер зарплаты за первое полугодие 2024 года составил 59 757 рублей 40 копеек.

Результаты совместного опроса компании Rambler&Сo и сервиса «СберУслуги» почти 1 млн человек выявили, что 35% родителей обращаются к репетиторам, из них 28% — родители учеников начальной школы. Больше всего помощь требуется по иностранному языку (27%), математике (27%) и русскому языку (14%).

В опросе сервиса по поиску высокооплачиваемой работы SuperJob в сентябре 2023 года приняли участие родители детей 3—17 лет из всех округов страны. По данным опроса, родители детей 3—6 лет чаще всего отдают их на курсы подготовки к школе (17%).

Исследование, недавно проведённое сервисом «СберСтрахование», показало, что 87% россиян считают расходы на образование и развитие детей самыми важными и приоритетными. Оказалось, что семьи в среднем тратят 22% бюджета на обучение детей.

Таким образом, объем рынка в локациях присутствия центра детского развития «Айсберг» составляет примерно 700 человек или около 7000000 руб.

РЕШЕНИЕ

Как социальный предприниматель, опытный педагог и многодетная мама, я предположила, что трудности в обучении, связанные с индивидуальными нейроособенностями, можно успешно преодолевать в первые годы школьного обучения через индивидуализированное обучение в альтернативной форме получения образования.

Совместно с супругом мы создали центр детского развития «Айсберг» для оказания дополнительных образовательных услуг детям с 4 до 11 лет. В центре детского развития «Айсберг» проводится профилактика, диагностика и купирование проблемы школьной неуспеваемости. Мы работаем с 2022 года.

Наш центр решает проблему слабой успеваемости и недостаточной мотивации среди школьников, предлагая семейное обучение в мини-группах по программе «Русская классическая школа»; дополнительные занятия по русскому языку и математике ученикам разного уровня знаний, а также логопедические занятия для старших дошкольников и младших школьников. Для малышей у нас действуют группы комплексного развития и подготовки к школе, включая занятия с Лего.

Филиалы центра детского развития «Айсберг» располагаются в рп.Хохольский и мкр.Шилово в г.Воронеж. Наша целевая аудитория — около 700 детей от 6 до 10 лет – это 28% от общего числа учеников начальной школы и 17% от общего числа детей 3-6 лет. Это те семьи, которые готовы вкладывать средства в дополнительное образование своих детей.

СОЦИАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Пройдя обучение в «Айсберге», 80% наших выпускников полностью подготовлены к учебе и успешно адаптируются в шуоле. У школьников, в 1 и 2 классах испытывающих трудности с чтением и письмом, техника чтения увеличивается за три месяца с 0 слов до 20 слов в минуту. Ученики, плохо освоившие программу 2,3 классов, улучшают свою успеваемость за 1 месяц занятий с 2 до 3, появляются четверки. У родителей неуспешных в школе детей снижается уровень тревоги и стресса.

Сейчас наш центр посещают 50 детей. Наши ограничения связаны с маленькой площадью. Однако, мы уже ведем переговоры об аренде большей площади.

Наши клиенты – родители обучающихся – отмечают высокую эффективность нашей работы и вновь обращаются в наш центр с младшими детьми; https://vk.com/app6326142_-211874365?ref=snippet_im

Многие дети посещают наш центр с 4-5 лет и до конца начальной школы (подготовка к школе, продленка, дополнительные занятия)

Не более 10% детей из набора на начало учебного года отсеиваются, указав в качестве причины недостаток материальных средств или намерение заниматься самостоятельно;

Не менее 80% дошкольников из числа обучающихся на подготовке к школе на начало школьного обучения умеют свободно читать, писать печатными и письменными буквами, считать в пределах 20.

В ближайшее время мы планируем запустить новую услугу: недели «погружения» в предмет для учеников 9 и 11 классов, которые помогут им подготовиться к сдаче аттестации по естественным наукам и поступить на выбранную специальность. Для этого мы нашли партнеров – опытных преподавателей химии, биологии и географии.

Учитывая, что в Воронежской области планируется закрыть 53 малокомплектные школы и доставлять детей в опорные школы района, актуальной является наша идея создания мобильной бригады педагогов нашего центра детского развития, которая будет выезжать в малые населенные пукнты и предоставлять школьникам возможность получить дополнительные знания и навыки, недоступные в обычных условиях.

Целевая аудитория

Целевая аудитория.

Родители школьников, проживающие в микрорайоне Шилово (г. Воронеж), рп. Хохольский, с. Хохол и соседних селах, которые обращаются за услугами индивидуального и группового обучения, а также продленного дня, когда предыдущий образовательный опыт ребенка не принес желаемых результатов. Их стремление к более глубокому знанию, поддержке в выполнении домашних заданий и устранении пробелов в учебе становится их приоритетом.

Родители дошкольников, чье желание — воспитать в своем ребенке базовые учебные навыки, включая чтение, письмо и счет, и которые ищут возможности для обогащения его развития. Они понимают, что основа успешного обучения в школе закладывается в дошкольные годы.

Кроме того, семьи, чьи дети старшего дошкольного возраста и младшие школьники нуждаются в заботливом присмотре, организации досуга и интенсивному воздействию для развития базовых учебных навыков в летние месяцы и во время каникул, стремятся обеспечить их активное и полезное времяпрепровождение.

Проблема или задача развития региона или России, решаемая проектом

- В малой группе в условиях семейного класса дети получат индивидуальный подход и помощь в преодолении школьных труднтстей, а также образование, соответствующее их потребностям;

- дополнительные занятия обеспечат углубленный уровень подготовки для способных детей и помогут преодолеть неуспеваемость школьникам с трудностями в обучении;

- подготовка к школе обеспечит будущим школьникам легкий старт в школьном обучении и поможет своевременно выявить проблемы с обучаемостью;;

- пребывание в «Летней школе» обеспечит ребенку присмотр и уход в летнее время, полезный развивающий досуг, улучшит его знания и обогатит развитие;

Мы планируем открыть филиалы центра в селах Хохольского района Воронежской области, чтобы обеспечить равные образовательные возможности как можно большему количеству детейв сельской местности. Мы готовы быть интеллектуальными волонтерами и предложить готовое решение для открытия мини-центров в селах и поселках педагогам и инициативным родителям, которые заботятся о развитии своих детей.

Реализуемый продукт или услуга, конкурентные преимущества
Каким образом достигается экономическая устойчивость, как целевая аудитория получает доступ к продуктам/услугам
Инновационная составляющая проекта, стадия готовности

Инновационная составляющая данного проекта заключается в создании индивидуализированного образовательного пути для каждого ребенка в малой группе. Такой подход позволяет учесть уникальные потребности и интересы каждого ученика, способствуя более глубокой вовлеченности и прогрессу в учебе. Благодаря дополнительным занятиям, одаренные дети получают возможность развивать свои таланты, в то время как школьники с трудностями могут работать над своими слабостями в удобном и поддерживающем окружении.

Подготовка к школе и «Летняя школа» становятся важными этапами в жизни будущих школьников. Они помогают адаптироваться к новым условиям, развивать важные социальные навыки и выявлять возможные проблемы с обучаемостью на ранних стадиях. Все это создает условия для гармоничного развития ребенка и его успешной социализации в будущей учебной среде.

Проект реализуется более года и является финансово устойчивым.

Реализуется ли проект по франшизе
нет

Ключевые показатели за период реализации проекта

Количество созданных рабочих мест за период реализации проекта (осуществления деятельности организации)
1
Количество благополучателей – потребителей продукта проекта за весь период реализации проекта (осуществления деятельности организации)
200

Достигнутый социальный эффект за 2021 год

Прирост количества благополучателей – потребителей продукта проекта за последний календарный год
70
Дополнительные показатели социального эффекта и описание достигнутого эффекта

Наши клиенты – родители обучающихся – отмечают высокую эффективность нашей работы и вновь обращаются в наш центр с младшими детьми; https://vk.com/app6326142_-211874365?ref=snippet_im

Многие дети посещают наш центр с 4-5 лет и до конца начальной школы (подготовка к школе, продленка, дополнительные занятия)

Не более 10% детей из набора на начало учебного года отсеиваются, указав в качестве причины недостаток материальных средств или намерение заниматься самостоятельно.

Отзывы родителей и цифры доказывают эффективность проекта, мы делаем акцент на конкретных достижениях и влиянии нашей работы на жизнь наших благополучателей и заказчиков.

Экономический потенциал и устойчивость

Партнеры проекта

Я – не одиночка. Услуги центру оказывают опытные самозанятые педагоги, а мой муж ведет математику с 4 и до 11 лет.

Члены команды проекта

Андреева Татьяна Александровна — руководитель, педагог.

Куликов Дмитрий Владимирович, самозанятый педагог.

Объем вложенных средств с начала реализации проекта

Дополнительные ресурсы, привлеченные для реализации проекта

Проект коммерческий и реализуется за счет продажи услуг. Инвестиционные расходы составили около 2000000 (два) млн рублей за счет собственных средств.

Ссылки

Взаимодействие с отраслевым региональным органом власти

Есть ли взаимодействие с отраслевым региональным органом власти
нет

Всероссийский конкурс проектов
в области социального
предпринимательства и социально
ориентированных некоммерческих организаций

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ