Всероссийский конкурс проектов
в области социального
предпринимательства и социально
ориентированных некоммерческих организаций
Цель нашего проекта – профилактика, диагностика и преодоление недостатков в успеваемости школьников с нейроразличиями в рамках альтернативного образовательного пространства. Центр детского развития «Айсберг» выступает важнейшим звеном в создании поддерживающей образовательной среды для детей старшего дошкольного возраста и начальной школы. В стенах нашего центра действуют семейные классы, где обучаются дети с разнообразными уровнями успеваемости, а родители активно вовлечены в процесс обучения, что создает атмосферу сотрудничества и взаимопонимания. Мы предлагаем дополнительные занятия по русскому языку и математике для учеников 1-4 классов, что обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку, способствуя устранению пробелов в знаниях и подготовке к следующему этапу обучения. Кроме того, мы фокусируемся на подготовке детей к школьному обучению, что играет ключевую роль в их дальнейшей учебной деятельности и социализации, формируя уверенность и желание учиться в условиях полноценного взаимодействия и поддержки.
ПРОБЛЕМА
В 2018 году международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA показала, что в России 22% школьников 15 лет не достигли порогового уровня по читательской грамотности (практически неграмотны в чтении), по математике низкий и ниже низкого уровня показали 28% учащихся, не достигли порогового значения естественнонаучной грамотности 21% учащихся 15 лет.
В соответствии с паспортом национального проекта «Образование» в 2019—2024 годах в субъектах Российской Федерации проводится оценка качества общего образования на основе Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся, которые утверждены совместным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 590/219 от 06.05.2019 (далее — Методология). Национальным центром исследования «Оценка по модели PISA» является ФГБУ «ФИОКО».
Среди участников общероссийской оценки по модели PISA в 2021 году 15% не достигли порогового уровня по читательской грамотности, 19% — по математической грамотности, 17% не преодолели порог второго уровня по естественно-научной грамотности. В рамках данного анализа 40% школ отнесены к группе рисковых ОО.
Результаты опроса, проведенного Высшей школой экономики, в целом согласуются с результатами международного и общероссийского исследований. Опросы показали, что в России 17,6% неуспешных учеников 9 классов, 77,7% хорошистов и 4,7% отличников.
Данные исследований указывают на необходимость системной работы со школьной неуспешностью.
Под читательской грамотностью понимается способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в жизни общества.
Математическая грамотность — это способность человека формулировать, применять и интерпретировать математические явления в различных контекстах. Она включает в себя способность к математической аргументации, применение математических концептов, операций, фактов и инструментов для описания, объяснения и предсказания явлений. Она способствует пониманию роли, которую математика играет в современном мире, а также ее роли в процессе вынесения взвешенных суждений и решений, необходимых для конструктивной, вовлеченной и осознанной жизни в обществе.
Естественно-научная грамотность понимается как способность осознанного взаимодействия с научными идеями и задачами, требующими наукообразного представления.
Чаще всего трудности с учёбой бывают у детей, живущих в малых городах с численностью населения менее 100 тысяч человек и в сельской местности. Что касается типов школ, то неуспешные ученики гораздо чаще встречаются в обычных образовательных организациях; в лицеях или гимназиях их меньше.
В бюллетене ФГБУ «ФИОКО», в частности, описаны факторы, с которыми связывают неуспешность школьников. К этим факторам относятся социально-экономическое положение семей, образование родителей и вовлечённость детей в дополнительное образование.
Что касается младших классов, то в России около 30% школьников младших классов страдают дислексией, более 37% — дисграфией.
Дискалькулия, дисграфия и дислексия — нейтроотличия у людей, с которыми им крайне сложно соответственно считать, писать или читать. При этом у этих детей нет снижения интеллекта. При своевременной помощи и поддержке в начальной школе эти ребята могут успешно освоить школьную программу и реализоваться в жизни. Если же они вынуждены проживать раз за разом ситуацию неуспеха в переполненных классах при отсутствии индивидуального подхода, то из-за проблем со счетом, чтением, устной и письменной речью у детей появляется стойкое негативное отношение к учебе, снижается мотивация, они всячески избегают уроков и домашних заданий, не хотят продолжать обучение после окончания 9 класса.
В школах СССР об подобных нейроособенностях у детей практически ничего не знали, да и знать не хотели, такие ученики были двоечниками и второгодниками.
В скандинавских странах дискалькулия, дисграфия и дислексия — уже давно даже не диагноз, а просто особенность, не делающая человека дефективным. В современной России, если нарушения навыков чтения и письма у ребенка являются устойчивыми и коррекции поддаются плохо, то такой ученик может пройти специальную комиссию, получить статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и далее учиться по индивидуальным адаптированным программам. В реальной практике ученик остается в том же классе и ему просто вместо двоек ставят тройки. А вот по части сдачи выпускных экзаменов в 9 и 11 классах утешительных новостей по-прежнему нет. Ученики с дискалькулией, дисграцией и дислексией сдают обязательные русский язык и математику наравне со всеми.
Начальная школа — ступень, на которой впервые так наглядно для всех проявляются трудности в обучении, и одновременно — это этап, на котором еще возможно обеспечить профилактику, диагностику и купирование проблемы. Позже прогресс, скорее всего, будет стремиться к нулю. Если недостатки были выявлены на раннем этапе, например, в первом классе, и сразу же школьник начинает заниматься и занимается беспрерывно два года подряд, то большинство детей исправляются. Но вот если до специалиста дошли только в четвертом классе, то коррекции поддается уже очень и очень малый процент детей, — говорит руководитель центра «Скандинавские логопедические системы» Катрин Бенуа.
Специалисты указывают на причины, по которым детям с перечисленными диагнозами в России не всегда успевают помочь: запоздалая диагностика, дефицит специалистов, способных вовремя распознать и работать с подобными проблемами у детей. В школах практически нет отдельных групп и педагогов, которые работают по индивидуальным образовательным маршрутам.
Проблема трудностей в обучении имеет серьезные антропологические и социально-экономические измерения. Школьная неуспешность является значимым предиктором профессиональной и социальной неуспешности на следующих возрастных этапах. Негативные эффекты данной проблемы проявляются в судьбах конкретных детей, сказываются на благополучии территорий, имеют долгосрочное влияние на качество человеческого капитала страны, особенно условиях сокращения численности населения (Психологическая наука и образование. 2023 Т. 28 № 5).
ОХВАТ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
По данным Росстата на начало 2022–2023 учебного года, численность учащихся 1–4 классов в России — 7 604 тысячи человек.
Отчеты Воронежстата показывают, что на начало 2022 года численность детей 7-10 лет в Воронежской области составляла 102286 чел.
В рп.Хохольский количество учащихся начальных классов школ МОУ СОШ и «Хохольского лицея» составляет 531 человек; в мкр.Шилово г. Воронежа примерно 2000 учеников 1-4 классов (школы 92 и 103).
По данным на 1 ноября 2024 года, средняя зарплата в рабочем посёлке Хохольский составляет 33 320 рублей (ГородРабот.ру, сетевое издание «Труд Черноземья», grubber.ru).
По данным Воронежстата, в июне 2024 года средний размер зарплаты за первое полугодие 2024 года составил 59 757 рублей 40 копеек.
Результаты совместного опроса компании Rambler&Сo и сервиса «СберУслуги» почти 1 млн человек выявили, что 35% родителей обращаются к репетиторам, из них 28% — родители учеников начальной школы. Больше всего помощь требуется по иностранному языку (27%), математике (27%) и русскому языку (14%).
В опросе сервиса по поиску высокооплачиваемой работы SuperJob в сентябре 2023 года приняли участие родители детей 3—17 лет из всех округов страны. По данным опроса, родители детей 3—6 лет чаще всего отдают их на курсы подготовки к школе (17%).
Исследование, недавно проведённое сервисом «СберСтрахование», показало, что 87% россиян считают расходы на образование и развитие детей самыми важными и приоритетными. Оказалось, что семьи в среднем тратят 22% бюджета на обучение детей.
Таким образом, объем рынка в локациях присутствия центра детского развития «Айсберг» составляет примерно 700 человек или около 7000000 руб.
РЕШЕНИЕ
Как социальный предприниматель, опытный педагог и многодетная мама, я предположила, что трудности в обучении, связанные с индивидуальными нейроособенностями, можно успешно преодолевать в первые годы школьного обучения через индивидуализированное обучение в альтернативной форме получения образования.
Совместно с супругом мы создали центр детского развития «Айсберг» для оказания дополнительных образовательных услуг детям с 4 до 11 лет. В центре детского развития «Айсберг» проводится профилактика, диагностика и купирование проблемы школьной неуспеваемости. Мы работаем с 2022 года.
Наш центр решает проблему слабой успеваемости и недостаточной мотивации среди школьников, предлагая семейное обучение в мини-группах по программе «Русская классическая школа»; дополнительные занятия по русскому языку и математике ученикам разного уровня знаний, а также логопедические занятия для старших дошкольников и младших школьников. Для малышей у нас действуют группы комплексного развития и подготовки к школе, включая занятия с Лего.
Филиалы центра детского развития «Айсберг» располагаются в рп.Хохольский и мкр.Шилово в г.Воронеж. Наша целевая аудитория — около 700 детей от 6 до 10 лет – это 28% от общего числа учеников начальной школы и 17% от общего числа детей 3-6 лет. Это те семьи, которые готовы вкладывать средства в дополнительное образование своих детей.
СОЦИАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
Пройдя обучение в «Айсберге», 80% наших выпускников полностью подготовлены к учебе и успешно адаптируются в шуоле. У школьников, в 1 и 2 классах испытывающих трудности с чтением и письмом, техника чтения увеличивается за три месяца с 0 слов до 20 слов в минуту. Ученики, плохо освоившие программу 2,3 классов, улучшают свою успеваемость за 1 месяц занятий с 2 до 3, появляются четверки. У родителей неуспешных в школе детей снижается уровень тревоги и стресса.
Сейчас наш центр посещают 50 детей. Наши ограничения связаны с маленькой площадью. Однако, мы уже ведем переговоры об аренде большей площади.
Наши клиенты – родители обучающихся – отмечают высокую эффективность нашей работы и вновь обращаются в наш центр с младшими детьми; https://vk.com/app6326142_-211874365?ref=snippet_im
Многие дети посещают наш центр с 4-5 лет и до конца начальной школы (подготовка к школе, продленка, дополнительные занятия)
Не более 10% детей из набора на начало учебного года отсеиваются, указав в качестве причины недостаток материальных средств или намерение заниматься самостоятельно;
Не менее 80% дошкольников из числа обучающихся на подготовке к школе на начало школьного обучения умеют свободно читать, писать печатными и письменными буквами, считать в пределах 20.
В ближайшее время мы планируем запустить новую услугу: недели «погружения» в предмет для учеников 9 и 11 классов, которые помогут им подготовиться к сдаче аттестации по естественным наукам и поступить на выбранную специальность. Для этого мы нашли партнеров – опытных преподавателей химии, биологии и географии.
Учитывая, что в Воронежской области планируется закрыть 53 малокомплектные школы и доставлять детей в опорные школы района, актуальной является наша идея создания мобильной бригады педагогов нашего центра детского развития, которая будет выезжать в малые населенные пукнты и предоставлять школьникам возможность получить дополнительные знания и навыки, недоступные в обычных условиях.
Целевая аудитория.
Родители школьников, проживающие в микрорайоне Шилово (г. Воронеж), рп. Хохольский, с. Хохол и соседних селах, которые обращаются за услугами индивидуального и группового обучения, а также продленного дня, когда предыдущий образовательный опыт ребенка не принес желаемых результатов. Их стремление к более глубокому знанию, поддержке в выполнении домашних заданий и устранении пробелов в учебе становится их приоритетом.
Родители дошкольников, чье желание — воспитать в своем ребенке базовые учебные навыки, включая чтение, письмо и счет, и которые ищут возможности для обогащения его развития. Они понимают, что основа успешного обучения в школе закладывается в дошкольные годы.
Кроме того, семьи, чьи дети старшего дошкольного возраста и младшие школьники нуждаются в заботливом присмотре, организации досуга и интенсивному воздействию для развития базовых учебных навыков в летние месяцы и во время каникул, стремятся обеспечить их активное и полезное времяпрепровождение.
- В малой группе в условиях семейного класса дети получат индивидуальный подход и помощь в преодолении школьных труднтстей, а также образование, соответствующее их потребностям;
- дополнительные занятия обеспечат углубленный уровень подготовки для способных детей и помогут преодолеть неуспеваемость школьникам с трудностями в обучении;
- подготовка к школе обеспечит будущим школьникам легкий старт в школьном обучении и поможет своевременно выявить проблемы с обучаемостью;;
- пребывание в «Летней школе» обеспечит ребенку присмотр и уход в летнее время, полезный развивающий досуг, улучшит его знания и обогатит развитие;
Мы планируем открыть филиалы центра в селах Хохольского района Воронежской области, чтобы обеспечить равные образовательные возможности как можно большему количеству детейв сельской местности. Мы готовы быть интеллектуальными волонтерами и предложить готовое решение для открытия мини-центров в селах и поселках педагогам и инициативным родителям, которые заботятся о развитии своих детей.
Инновационная составляющая данного проекта заключается в создании индивидуализированного образовательного пути для каждого ребенка в малой группе. Такой подход позволяет учесть уникальные потребности и интересы каждого ученика, способствуя более глубокой вовлеченности и прогрессу в учебе. Благодаря дополнительным занятиям, одаренные дети получают возможность развивать свои таланты, в то время как школьники с трудностями могут работать над своими слабостями в удобном и поддерживающем окружении.
Подготовка к школе и «Летняя школа» становятся важными этапами в жизни будущих школьников. Они помогают адаптироваться к новым условиям, развивать важные социальные навыки и выявлять возможные проблемы с обучаемостью на ранних стадиях. Все это создает условия для гармоничного развития ребенка и его успешной социализации в будущей учебной среде.
Проект реализуется более года и является финансово устойчивым.
Наши клиенты – родители обучающихся – отмечают высокую эффективность нашей работы и вновь обращаются в наш центр с младшими детьми; https://vk.com/app6326142_-211874365?ref=snippet_im
Многие дети посещают наш центр с 4-5 лет и до конца начальной школы (подготовка к школе, продленка, дополнительные занятия)
Не более 10% детей из набора на начало учебного года отсеиваются, указав в качестве причины недостаток материальных средств или намерение заниматься самостоятельно.
Отзывы родителей и цифры доказывают эффективность проекта, мы делаем акцент на конкретных достижениях и влиянии нашей работы на жизнь наших благополучателей и заказчиков.
Я – не одиночка. Услуги центру оказывают опытные самозанятые педагоги, а мой муж ведет математику с 4 и до 11 лет.
Андреева Татьяна Александровна — руководитель, педагог.
Куликов Дмитрий Владимирович, самозанятый педагог.
Проект коммерческий и реализуется за счет продажи услуг. Инвестиционные расходы составили около 2000000 (два) млн рублей за счет собственных средств.
Всероссийский конкурс проектов
в области социального
предпринимательства и социально
ориентированных некоммерческих организаций