Всероссийский конкурс проектов
в области социального
предпринимательства и социально
ориентированных некоммерческих организаций
Цель нашего проекта — создать для детей условия, в которых они смогут выйти за пределы виртуального мира и соприкоснуться с реальной жизнью, научиться действовать самостоятельно и осознавать последствия своих поступков. Мы стремимся развить в них самостоятельность, уверенность в своих силах, способность преодолевать трудности и получать опыт за пределами родительского контроля. Проект помогает детям понять основы быта и производства, укрепить физическое здоровье и познакомиться с историей и природой родного края, создавая прочную связь с культурой, наследием и окружающей средой.
Наш проект представляет собой систему дополнительного образования, направленную на погружение детей в реальную жизнь и предоставление им возможности приобретать знания и опыт вне традиционных учебных классов и детских садов. Программа организована на базе нескольких корпусов детского сада и центра дополнительного образования и включает еженедельные выездные мероприятия, походы и многодневные образовательные интенсивы, нацеленные на развитие навыков самоорганизации, ответственности и взаимодействия с окружающей средой.
Каждую неделю группы разновозрастных детей отправляются на экскурсии и прогулки по родному краю, посещают музеи, театры, выставки, образовательные пространства, участвуют в походах и выездах на природу. Это не просто экскурсии — это возможность увидеть мир под разными углами, учиться у природы, искусства, истории и взаимодействовать друг с другом, сталкиваясь с реальными задачами.
Мы реализуем проект на базе нескольких корпусов детского сада и центра дополнительного образования. Каждую неделю с нами гуляют более 200 школьников (с 6 до 15 лет) и более 50 дошкольников (3-7 лет). Особенностью являются разновозрастные группы и выбор формата прогулок и активностей самими детьми: группы формируются на основе общих интересов, а совместная деятельность ребят способствует формированию навыков социального взаимодействия.
Ещё одно из направлений — регулярные выезды в деревню на «образовательные интенсивы». На всю неделю дети погружаются в сельскую жизнь, где они учатся самоорганизации: готовят еду, помогают по хозяйству, вместе организуют быт, много гуляют и при этом продолжают учится либо с учителем (начальная школа), либо с группой педагогов по выбранному направлению (например, английский/русский языки).
Программа охватывает детей от 3 до 15 лет и включает еженедельные походы и прогулки, которые занимают 4-6 часов. Это не только время на свежем воздухе и здоровье, это умение взаимодествовать с пространством и людьми вокруг, рисковать, сталкиватьмя с трудностями и преодолевать их.
Проект вносит вклад в развитие региона и страны через формирование у детей устойчивой связи с родным краем и национальным культурным наследием. Мы создаём условия для глубокого знакомства с природой, историей, музеями и культурными объектами региона, формируя чувство уважения и привязанности к своему окружению.
Кроме того, программа направлена на укрепление физического и эмоционального здоровья детей. Мы выводим ребят из зависания в телефонах, помогаем воспитать социально адаптированных и физически активных молодых людей, способных к самостоятельности, преодолению трудностей и достижению целей. Чтобы развивать не только себя, но и общество в целом.
Проект также поддерживает развитие внутреннего туризма и культурного обмена в регионе: организуя регулярные экскурсии и интенсивы, мы способствуем популяризации местных культурных и природных объектов, поддерживаем их работу и содействуем устойчивому интересу к наследию родного края.
Инновационная составляющая проекта заключается в подходе к образованию, где акцент сделан на интеграцию реального жизненного опыта в процесс обучения и воспитания.
Проект объединяет детей разных возрастов в группы по интересам, что позволяет строить обучение на принципах взаимодействия, наставничества и взаимопомощи. Такой формат развивает навыки, которые трудно воспитать в традиционной класcной среде: самостоятельность, лидерство, способность работать в команде и брать на себя ответственность.
Погружения позволяют детям понять ценность труда, получить знания о производстве продуктов и почувствовать связь с природой.
Социальный эффект:
Проект имеет потенциал для масштабирования и адаптации в других образовательных учреждениях. Принципы, заложенные в основу, могут быть внедрены как в дошкольные учреждения, так и в школы.
Возможности для масштабирования включают:
В настоящее время нашими партнерами являются 14 детских садов в Ростове-на-Дону и частная школа.
Карташева Елена Сергеевна — создатель сети «Кот в Шляпе», руководитель проекта
Чабан Кристина Юрьвна — партнер, реализует программу на базе 3-х детских садов, подбирает персонал
Кочергина Светлана — партнер, реализует программу на базе 2 детских садов
Шкарпетко Алла Сергеевна — руководитель направления, организует выезды, экскурсии, программы для детей
Пильщикова Марина — ведущая прогулок, медиатор
Скляренко Аннна — ведущая образовательных интенсивов, педагог
Кузьменко Денис — ведущий прогулок, педагог
Елена Андреева — организатор дошкольных программ, педагог
Родительские платы (оплата доп образования, выездных программ). Основные затраты это:
- аренда загородных пространств (если требуется),
- оплата педагогов,
- входные билеты в музеи, театры и пр. (если требуется).
Статья про наши прогулки: https://vestnikdona.ru/upload/iblock/49c/vbd8x3nkl4hc4hwjsob1jyvepkdvlg17/№%2010%20(204)%20м.pdf
Статья про наши прогулки и образовательные интенсивы: nanya.ru/articles/additional_classes/zdorovyy-obraz-zhizni-v-shkole-obrazovatelnye-intensivy-progulki-v-neprichesannoy-srede-i-bezopasnyy/
Всероссийский конкурс проектов
в области социального
предпринимательства и социально
ориентированных некоммерческих организаций