Работаем и делаем добрые дела

Территория реализации проекта

Федеральный округ
Сибирский
Субъект Федерации
Иркутская область
Город
Иркутск

Информация об организации

Название
Иркутская областная общественная организация инвалидов детства «Надежда»
Год создания
2008
Руководитель
Федорова Татьяна Анатольевна
Электронная почта

Информация об авторе

Автор
Федорова Татьяна Анатольевна
Должность
Председатель ИОООИД «Надежда»

Информация о проекте

Год начала реализации
2008
Номинация
Социальная проблема, решаемая проектом
Цель данного проекта – повышение качества работы учебно-производственных мастерских для развития трудовых навыков и мотивации людей с особенностями интеллектуального развития к самостоятельной жизни.
Задачи проекта:
 — развитие внутренней структуры мастерских, включая создание новых рабочих мест;
 — развитие и использование методов реабилитации и абилитации для овладения людьми с ментальными нарушениями здоровья основ трудовых, творческих и социально-бытовых навыков;
 — осуществление межведомственного взаимодействия по вопросам трудовой занятости и выстраивание системы жизнеобеспечения людей с ментальными нарушениями.


 
Краткое описание

В Иркутске уже 16 лет работают мастерские «Надежда». Основное направление — трудовая занятость и пожизненное сопровождение взрослых людей с интеллектуальными и психическими нарушениями здоровья. В настоящее время в 6 мастерских ежедневно работают 20 ребят с ОВЗ (1-2 группы инвалидности с разной степенью ограничения), создано 4 рабочих места для инвалидов с другими нарушениями ( мастер деревообрабатывающей мастерской, делопроизводитель, социальный работник и психолог), создано 3 рабочих места для родителей инвалидов детства. Важным фактором стабильной деятельности организации является то, что коллектив и ребята работают в собственном здании, построенном на средства родителей и спонсоров.

В рамках проекта проводится работа по развитию мастерских, усовершенствованию и оборудованию новых рабочих мест для вновь набранных ребят, расширяются социальные контакты подопечных, делается все возможное для успешного развития ребят и стабильной работы коллектива. Значительное внимание уделяется специализации подопечных (ткач, швея, мастер по валянию и др.), а также подготовке к самостоятельной жизни, освоению бытовых и социальных навыков. Постоянно расширяется спектр оказываемых услуг по сопровождению и трудоустройству людей с интеллектуальными нарушениями.

За прошедшие годы в мастерских созданы условия для гармоничного всестороннего развития подопечных, их жизнь близка к жизни здорового человека. Ребята живут в семье, работают в мастерских, делают великолепные деревянные игрушки и изделия из шерсти, рисуют, занимаются музыкой, постановкой спектаклей, летом отдыхают, ходят в театры и кино. Постоянное обучение ребят самостоятельности дает свои плоды, сегодня молодые люди приезжают в мастерские самостоятельно или на такси.

Целевая аудитория

Люди с интеллектуальными и психофизическими нарушениями развития 1-2 группы (преимущественно 2 и 3 степени ограничения) возраст от 25 до 50 лет;

Семьи, имеющие инвалидов с особенностями интеллектуального развития;

Молодые люди с РАС до 25 лет c 1 и 2 группой инвалидности;

Проблема или задача развития региона или России, решаемая проектом

Для людей с ментальными нарушениями здоровья реализация права на труд сегодня являются очень сложной задачей. Они не могут конкурировать на рынке труда со здоровыми людьми, к каждому из них необходим индивидуальный подход. Но желание быть полезным, трудиться, учиться новому и просто находиться в коллективе достойно уважения. И именно поэтому вот уже 16 лет работают в Иркутске мастерские «Надежда».
Согласно социальным исследованиям «Если быть точным», (https://tochno.st) в каждом регионе нашей страны есть потребность в организации трудовой занятости и трудоустройства людей с ограниченными возможностями. Однако люди с нестабильным психическим состоянием и пониженным интеллектом требуют организации специальных условий труда и рабочих мест, что ограничивает их востребованность на открытом рынке. В городских условиях наиболее успешно могут осуществляться следующие программы реабилитации взрослых инвалидов: сопровождаемое трудоустройство, трудовая занятость, самозанятость при сопровождении, сопровождаемое проживание, которые реализуются в «Надежде».

Реализуемый продукт или услуга, конкурентные преимущества
Каким образом достигается экономическая устойчивость, как целевая аудитория получает доступ к продуктам/услугам
Инновационная составляющая проекта, стадия готовности

Сотрудники ИОООИД «Надежда» делают все возможное для расширения жизненного пространства не только для своих подопечных, но и для тех, кто сидит дома. В рамках семинаров, встреч, круглых столов передается опыт организации работы в мастерских, передается демонстрационный материал и программы, проводятся мастер-классы — вся эта работа направлена на улучшение жизнедеятельности людей с инвалидностью, на помощь энтузиастам-родителям в создании мастерских, на решение социальных проблем по стране, в городе и области. Многолетний опыт показывает, что при правильной организации труда и комплексном подходе, люди с множественными нарушениями здоровья (психические, интеллектуальные, физические) могут выполнять работу, адаптированную под их возможности в защищенной социальной среде. 

Принимаем участие в  разработке и реализации совместных программ, направленных на организацию трудовой занятости людей с инвалидностью в городе и области, принимая участие в группе межведомственного взаимодействия по развитию направления по жизнеустройству людей с ментальными нарушениями.

Реализуется ли проект по франшизе
нет

Ключевые показатели за период реализации проекта

Количество созданных рабочих мест за период реализации проекта (осуществления деятельности организации)
25
Количество благополучателей – потребителей продукта проекта за весь период реализации проекта (осуществления деятельности организации)
1060

Достигнутый социальный эффект за 2021 год

Прирост количества благополучателей – потребителей продукта проекта за последний календарный год
90
Дополнительные показатели социального эффекта и описание достигнутого эффекта

Для социально уязвимых групп Иркутске созданы социальное учебно-производственные мастерские, которые работают на постоянной основе в течение 16 лет развиваясь и расширяясь, созданы специально оборудованные места для людей с ментальной инвалидностью ( нет готовых методик для их создания, это наше нововведение). Мы одни из первых трудоустроили ребят лишенных дееспособности, отработали механизм трудоустройства данной категории инвалидов, данная работа проводится совместно с Мин. Труда в рамках программы «Труд и занятость с 2019 по 2025». Работа мастерских способствует снижению социального сиротства, тиражирования нашей практики, наши подопечные участвуют в международных и региональных конкурсах, выставках и фестивалях, получают за свои работы дипломы и грамоты. Развивается сотрудничество и реализация совместных программ с СО НКО и профильными службами и ведомствами — службой занятости, социальной защиты, МСЭ. Выстроено консультационное- методическое сопровождение семей по различным вопросам жизнеобеспечения данной категории инвалидов.

Экономический потенциал и устойчивость

Партнеры проекта

1. Иркутский государственный университет. Педагогический институт. Отделение педагогического, социального и специального образования. Кафедра теории и практик специального обучения и воспитании. Преподаватели и студенты- волонтеры, принимают участие в проводимых мероприятиях, проводится совместная работа в мастерских;

2. Библиотека№ 9 «Глазковская библиотека» Ежемесячное посещение адаптированных мероприятий, организованные для наших ребят тематические занятия и встречи. Помощь в составлении каталога нашей библиотеки и ее пополнение по заданной теме.

3. Министерство социальной защиты опеки и попечительства Иркутской области. Получатели социальных услуг «Оказание социального обслуживания на дому»;

4. Николо — Иннокентьевский храм. Прихожане храма принимают активное участие в жизни организации, во всех проводимых мероприятиях и начинаниях. В рамках проекта они помогут в проведении запланированных мероприятий и в работе мастерских;

5. Сообщество волонтеров EcoIrk - Информационная поддержка нашего проекта. Благодаря полученным знаниям, нам удалось в довольно быстрые сроки достигнуть решения поставленных в проекте задач;

6. Главное бюро МСЭ Иркутской области.
Совместная работа по реабилитации людей с инвалидностью и отстаиванию их интересов.

7. Общественная палата Иркутской области. Комиссия по развитию гражданского общества., Комиссия по здравоохранению и социальному обеспечению. Отстаивание наших интересов, совместная работа по отработке вопросов сопровождаемого трудоустройства и проживания, медицинского сопровождения и охраны психического здоровья.

8. Управление по информационной политике, связями по СМИ и общественностью администрации г. Иркутска. Администрация г. Иркутска. Общественная палата г. Иркутска.

9.ЭН+ помощь в проведении выставок- ярмарок, акций.

10. Министерство труда и занятости Иркутской области, Кадровое агентство города Иркутска. Совместная работа по трудоустройству людей с инвалидностью. В рамках программы «Труд и занятость» согласно соглашения в 2019 г. трудоустроено 4, в 2020 г. 5, в 2021 г. 4 человека с ОВЗ, в 2022 г. 4 человека., 2023 г. 6 человек, 2024 г. 10 человек.

11. «VK Добро», БФ Продолжение, БФ Культура благотворительности. Сбор средств на реализацию проектов и Уставную деятельность организации.

Члены команды проекта

Председатель Федорова Татьяна Анатольевна 06.02.1965.

С 1999 года занимается проблемами социальной адаптации и реабилитацией детей и взрослых людей с ограниченными возможностями обладает высокими организаторскими способностями., досконально знает обязанности и методы работы каждого сотрудника организации, способна при необходимости заменить мастера на рабочем месте. Большое внимание уделяет организации безопасности рабочих мест и передачи опыта. Вошла в состав членов Совета некоммерческих организаций при Российском обществе психиатров и занимаюсь выстраиванием системы пожизненного сопровождения для людей с ОВЗ в Иркутской обл. и по стране,, вошла в рабочую группу по исполнению Плана мероприятий по реализации Концепции развития системы комплексного межведомственного сопровождения лиц с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями в Иркутской области на 2022 — 2025 годы — веду направление по социальной занятости и трудоустройству, оказание стоматологической помощи людям 18 + с интеллектуальными и психическими нарушениями.
Имею опыт руководства грантами, участвовала в 61 грантах и программах, в международных и в сетевых проектах. Активно занимаюсь развитием Центра «Надежда» для содействия трудовой и социальной деятельности для людей с ментальными нарушениями в условиях города. Являюсь руководителем данного проекта.

Бухгалтер Андроняк Дарья Николаевна 30.10.1994.

 Ведёт в организации управленческий документооборот, бухгалтерский учёт и готовит отчётность для контролирующих органов. Занимается ведением первичной документации, ведение первичного бухгалтерского учёта, расчёты по налогам и сборам, расчёты с покупателями, поставщиками, подрядчиками, расчёты с персоналом. В организации работает в течение 9-ти лет, имеет опыт выполнения грантов, субсидии — подготовки документов и сдачи отчетов, в соответствии с требованием Налогового кодекса.

Мастер швейно-рукодельной мастерской, педагог АФК Кобелева Татьяна Васильевна. 21.06.1965.

Занимается проблемами социальной адаптации и реабилитации людей с интеллектуальными и психическими нарушениями в течение 3 лет. Сопровождает ребят в течение рабочего дня, проведение занятий по АФК и бытовым навыкам. Прошла обучение по дополнительной профессиональной программе организация и реализация спортивных и социальных программ Специальной Олимпиады, занимаюсь разработкой программы по адаптивной физкультуре, занятия будут проводиться в группах и индивидуально. Приняла участие в конференции «Мир с добрыми глазами» проводимое общественной организацией «Радуга» по теме Адаптивная физкультура. В рамках проекта данная работа будет продолжена. Разработаны новые интересные приемы и методы АФК, для новых ребят с РАС будет разработана для каждого индивидуальная программа. Приму участие в подготовке и проведении. Принимала активное участие в выставках, ярмарках, мероприятие «Неформальных каникул» проект «Иркутск – обучающийся город». Принимаю активное участие во всех реализуемых организацией проектах.

Педагог по живописи и батику Котоманова Ирина Ивановна

22.06.1962.

С 2019 г. занимается проблемами социальной адаптации и реабилитации людей с ограниченными возможностями. С 2022 года проводит занятия по живописи и батику. Разработала адаптированную программу по живописи и рисунку для ребят с интеллектуальными нарушениями, которая применяется в проведении занятий. Участник фестиваля «Пасхальная Радость», выставке творчества «И невозможное возможно…» В рамках проекта будет заниматься творчеством и дизайнерскими разработками новых интересных изделий, принимать участие к подготовке к выставкам.

Используя свои знания и умения, приобретенные в центре профессионального образования «Миллениум» по программе «Флористический дизайн», курсы «Китайской живописи» в школе живописи и дизайна «Да Винчи», курсы живописи в студии при «Художественном музее».

Мастер деревообрабатывающей мастерской Рыжинский Роман Александрович 19.04.1979.

 Занимается проблемами социальной адаптации и реабилитации людей с интеллектуальными и психическими нарушениями в течение 5 лет. Обладает высокими и твердыми знаниями и навыками в производстве изделий из дерева. Делится с педагогами знаниями в области воспитания самостоятельности у ребят столярной мастерской, организации трудового процесса и создания атмосферы взаимопонимания в коллективе. Имеет положительную репутацию, знания и опыт проведения занятий. Обладает опытом воспитательной работы в коллективе, многочисленные грамоты от различных должностных лиц, в том числе от Губернатора Иркутской области. Работает над повышением квалификации. Занимается подготовкой ярмарок, руководит изготовлением изделий к ним. Помогает в организации поездки на Байкал, организует празднования Дня защитника Отечества.

Мастер деревообрабатывающей мастерской Сабельников Дмитрий Викторович 24.10.1969.

С 2002 года занимается проблемами социальной адаптации и реабилитацией детей и взрослых людей с ограниченными возможностями обладает высокими и твердыми знаниями и навыками в производстве изделий из дерева. Занимается живописью, отвечает за художественное оформление изделий. Имеет положительную репутацию, знания и опыт проведения занятий. 25 лет ведет занятия по деревообработке. Занимается изготовлением изделий к выставкам- ярмаркам, руководит работой ребят.

Психолог Орлова Ксения Валерьевна 30.12.1983.

С 2019 года занимается проблемами социальной адаптации и реабилитацией детей и взрослых людей с ограниченными возможностями. Организует психологическое сопровождение ИОООИД «Надежда» по трем основных направлениям: 1) Работа с родителями 2) Работа с воспитанниками

I Работа с родителями происходит с целью установления контакта, ознакомления с психологическими особенностями детей, выявления запросов родителей имеет информационно-познавательную и досуговую направленность.

II Работа с воспитанниками Работа с воспитанниками включает в себя три основных блока: психологическое консультирование; психотерапию; психологическое сопровождение в течение дня. Основной упор в работе сделан на консультационной и психотерапевтической деятельности.

Помогает в поддержании психологического климата в коллективе в ходе реализации проекта.

Мастер ткацкой мастерской Ливиндина Валентина Геннадьевна. 19.12.1959. С 1990 года занимается проблемами социальной адаптации и реабилитацией детей и взрослых людей с ограниченными возможностями. Лечебный педагог, социальный терапевт, мастер по рукоделию. Закончила лечебный семинар, имеет диплом международного лечебного Центра в Дорнахе (Швейцария). Прошла стажировку в мастерских Германии, Швеции. Участник международных и российских конференций, посвященных проблемам людей с ограниченными возможностями. На данный момент занимается организацией работы в ткацкой мастерской. Является разработчиком адаптивных программ по различным видам ремёсел, работает над темой «Терапевтическое воздействие различных видов ремёсел». Организует работу с новыми ребятами с аутизмом. Курирует терапевтическую работу по всем мастерским.

Социальный работник Щапова Наталья Сергеевна 26.03.1992

С 2019 года занимается проблемами социальной адаптации и реабилитации людей с интеллектуальными и психическими нарушениями.
Осуществляет социальное сопровождение ребят в течение рабочего дня (социально- коммуникативное сопровождение, обучение бытовым навыкам по программе «Умею делать сам», принимает активное участие в жизни организации). В рамках проекта продолжит работу с ребятами по теме «Кулинария». Помогает в подготовке и проведении мероприятий. Имеет положительную репутацию, знания и опыт проведения занятий. Ведет внешнюю деятельность: организует и проводит выставки- ярмарки, отвечает за взаимодействие с родителями ребят.

Мастер ткацкой мастерской Васюткина Анна Владимировна 18.02.1986.

С 2017 года занимается проблемами социальной адаптации и реабилитации людей с интеллектуальными и психическими нарушениями. Разработала ряд методик по работе с ребятами, имеющими наибольшие трудности в обучении, принимает активное участие в привитии им необходимых бытовых навыков.
Приняла активное участие в выставках, ярмарках, в рамках мероприятия «Неформальных каникул» приняла участие в проекте «Иркутск – обучающийся город». Принимает активное участие во всех реализуемых организацией проектах. Имеет положительную репутацию, знания и опыт проведения занятий. В рамках проекта отвечает за организацию и проведение праздников, принимает участие в общегородских мероприятиях, неделе неформального образования и ярмарке «Арбат»

Мастер по валянию Бирюкова Татьяна Леонидовна 09.02.1966.

С 2008 г. занимается проблемами социальной адаптации и реабилитации людей с ограниченными возможностями. Проводит занятия по валянию. Разработала адаптированную программу по технологии «Валяние», которая активно применяется в школах 8-го типа Иркутска, данная программа напечатана в сборнике. Участник конкурсов «Рождественская игрушка», фестиваля «Пасхальная Радость», международной выставки «Город-Дизайн» и др., член ассоциации мастеров «Оникс». В рамках проекта будет заниматься разработкой новых интересных изделий, принимать участие к подготовке к выставкам. Примет участие в разработке адаптированной программы для новых ребят с РАС.
Закончила курсы повышения квалификации в учебно- методическом центре культуры и искусства «Байкал», приняла участие в Международной педагогической конференции, закончила курсы повышения квалификации от члена Союза художников.

Бажина Наталья Павловна педагог музыкального образования 02.12.1972.

Закончила Иркутское музыкальное училище. Имеет многолетний опыт работы с людьми, имеющими инвалидность, является одним из их духовных наставников. Проводит занятия по музыке, игре на простых музыкальных инструментах. Внедряет в учебный процесс методику социальной адаптации путем приобщения к искусству. Находит индивидуальный подход к каждому. Подготавливает ребят к активному участию в концертах, театральных постановка.

Объем вложенных средств с начала реализации проекта

Дополнительные ресурсы, привлеченные для реализации проекта

Принимаем участие в различных конкурсах на получение грантов и субсидий, проводим работу со спонсорами, приняли участие в закупке по оказанию услуг по организации рабочих мест. Разработана программа по фандрайзингу, работаем с фондами, Vk Добро, Благо ру, участвуем в 4 — 6 общегородских ярмарках ежегодно. Вошли в реестр поставщиков социальных услуг, получаем субсидию по организации социальной занятности инвалидов., заключен контракт по организации физкультурно- оздоровительной работы.

Помещение деревообрабатывающей мастерской обеспечивает одновременное обучение 7 человек, освещено 4 светильниками дневного света. Оборудовано вытяжной вентиляцией, ионизатором воздуха и мощным пылесосом. Ручной инструмент размещен на двух стендах, электрический на стеллажных полках. Инструмент, не используемый ежедневно расположен в местах хранения в вспомогательном помещении-станочной.
Оборудование деревообрабатывающей мастерской: сверлильный станок- 2 шт., шлифмашина -4шт, шлифовальный станок 1шт, гравер 1шт, станок рейсмусный электрический- 1шт, токарный станок -1шт, ручной фрезер -1шт, электродрель -4 шт, дрель аккумуляторная -1шт, тиски слесарные- 1шт, электрорубанок -2 шт, углошлифовальная машина -1 шт, станок лобзиковый -1 шт, верстаки- 5 шт, пылесос строительный-1 шт.
Ткацкая мастерская: 3 ткацких станка, сновалка.
Оборудование швейной мастерской: оверлок 1 шт., швейные машинки 5шт.
Полиграфическая мастерская: ламинатор, резак 2 шт., 2 брошюровщика.
Мастерская по валянию: кардочес.
Для проведения информационных встреч, семинара и текущей деятельности по проекту, мы располагаем помещениями и всеми необходимыми техническими средствами: 4 компьютера, 4 принтера, 1 ксерокс, 1 фотоаппарат, 2 ноутбука.
Оборудование кухни: 2 холодильника, эл. плита, посудомоечная машина, морозильная камера. Во всех мастерских встроенные адаптированные шкафы. Хорошо оборудована прихожая, с учетом особенностей ребят.
Тренажерный зал: эллипсоид 1шт, степпер 1 шт, велотренажёр 2 шт, беговая дорожка 2 шт, теннисный стол.
На территории участка организации созданы зоны для отдыха, работы и занятий спортом:
-Хозяйственный блок предназначенный для сушки и хранения пиломатериалов, сельхозинструмента и дров. Запасы топлива находятся в закрытом помещении, сушка пиломатериалов ведется под открытым навесом. Два помещения объединены в одну конструкцию под общей крышей.
-Спортивная площадка, на которой под открытым небом расположены перекладина и шведская стенка, планируется размещение других снарядов для развития силы и выносливости, а под навесом находится тренировочный комплекс, оборудованный тренажерами, развивающими вестибулярный аппарат, подвижность и ловкость. 

Коллектив организации имеет огромный опыт в работе со взрослыми инвалидами детства и детьми, в организации ведется подготовка и социализация ребят с инвалидностью 1,2 группы. ( 2-3 степени ограничения). Ведется расширение группы воспитанников, распределение по мастерским в зависимости от навыков и предпочтений. Большую помощь в работе оказывают волонтеры.
Педагоги организации помогают обучению студентов педагогического института, будущих специалистов дефектологов и логопедов. Ежемесячно проводятся встречи и занятия, планы поочередно готовят наши специалисты или студенты.
Методическая библиотека организации содержит большое количество материалов: специальная литература по дефектологии и специальной педагогике, учебники, монографии, методические пособия, видеоматериалы, электронные материалы, методические «копилки» мастеров и преподавателей (интересный занимательный материал, конспекты различных занятий, сценарии праздников, методических наработок для организации досуга). Часть методических материалов разработаны в стенах организации, часть наших наработок есть в сборниках и учебных пособиях, издаваемых нашими партнерами или последователями. Все данные материалы представлены в библиотечном фонде организации и наших партнеров (Глазковской библиотеки). Педагогами наших мастерских разработаны авторские программы по всем мастерским и мастер-классы.
В организации ведется психологическая работа. Ежедневно психологом проводятся групповые и индивидуальные занятия с нашими ребятами. Психологические наработки: «Методические рекомендации по развитию доверия к миру у подростков в процессе психологического консультирования», «Программа психологического сопровождения людей с ментальными нарушениями в условиях учебно – производственных мастерских», «Программа сказкотерапии в работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья», научные статьи (в том числе ВАК), сборник: «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛЮДЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ МАСТЕРСКИХ», который готовится к печати.
Изданы книги «Урало-Сибирская роспись» и «Добрая книжка». 2 Методических сборника материалов по программе «# СИДИМДОМА», рабочая тетрадь выпущенная в рамках программы # СИДИМДОМА

Ссылки

Сайт проекта
Дополнительные материалы
1. drive.google.com/file/d/1aDMYqcZA_0EnXuotYP_GZ6RLzi2zMppy/view?usp=sharing — Презентация рабочие места 2. drive.google.com/file/d/1GPYzCT6TnOqkjwl0kTQR3O1MRPLPAfOR/view?usp=sharing — Взаимодействие 3. drive.google.com/file/d/1_fMGvonjyaI5FPOxrQ1pGFke_rlsWDb6/view?usp=sharing — Грамоты, сертификаты, дипломы

Взаимодействие с отраслевым региональным органом власти

Есть ли взаимодействие с отраслевым региональным органом власти
нет

Всероссийский конкурс проектов
в области социального
предпринимательства и социально
ориентированных некоммерческих организаций

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ