Центр современной профориентации «Шаг за шагом»

Территория реализации проекта

Федеральный округ
Уральский
Субъект Федерации
Ямало-Ненецкий автономный округ
Город
г. Тарко-Сале ЯНАО

Информация об организации

Название
Индивидуальный предприниматель Турко Олеся Юрьевна
Год создания
2023
Руководитель
Турко Олеся Юрьевна
Электронная почта

Информация об авторе

Автор
Турко Олеся Юрьевна
Должность
Индивидуальный предприниматель

Информация о проекте

Год начала реализации
2023
Номинация
Социальная проблема, решаемая проектом

Цель проекта центра профориентации «Шаг за шагом» — содействие осознанному выбору профессии для людей всех возрастов с помощью инновационных методик, таких как нейрометрия Вербатория, оценка данных от Пункта Б, профориентационные тренинги, классические настольные игры и авторские методики (в том перепрофориентирование). Проект помогает раскрыть личный потенциал и найти профессию, которая принесет удовлетворение и успех.

Проект решает несколько социальных проблем:

1. Несоответствие навыков требованиям рынка труда. Молодые люди часто выбирают профессию под влиянием родителей или престижа, что приводит к тому, что до 60% выпускников вузов и 75% техникумов работают не по специальности.

2. Профессиональное выгорание. Неправильный выбор профессии ведет к выгоранию: более 45% россиян сталкиваются с этим явлением.

3. Нехватка квалифицированных кадров. В России наблюдается дефицит специалистов в технических профессиях, особенно в регионах.

Проект помогает осознанно выбирать профессию, снижая риски выгорания и несоответствия квалификации рынку труда.

Краткое описание

I. Проблемы кадрового дефицита и профессионального выгорания

1. Кадровый дефицит:
  - В 2024 году в России не хватает от 1 до 4,8 млн специалистов. Основная причина — неправильный выбор профессии, что приводит к несоответствию квалификации работников требованиям рынка труда. 40% работодателей указывают на недостаток навыков у кандидатов.
  - В ЯНАО также наблюдается нехватка специалистов среднего звена, что усугубляет кадровый дефицит. В 2024 году 47% руководителей промышленных предприятий сообщили о нехватке квалифицированных кадров, особенно в обрабатывающей промышленности и логистике. Проблема усугубляется демографическим кризисом и миграцией молодежи в крупные города.

2. Профессиональное выгорание:
  - Около 45% работающих россиян сталкивались с выгоранием, 15% переживают его прямо сейчас. Неправильный выбор профессии часто приводит к стрессу: 16% респондентов сменили профессию из-за выгорания.

II. Проблемы с выбором профессии

- Недовольство профессией: 69% россиян недовольны своей профессией и чувствуют себя несчастными. 70% детей выбирают профессию под влиянием родителей. Каждый четвертый выпускник не работает по специальности.
 — Данные по ЯНАО: В 2020 году 24% опрошенных выполняли работу, не соответствующую полученной специальности, а 19% — близкую к ней. 21% молодых людей (25-29 лет) и 17% (35-44 лет) не удовлетворены своей профессиональной деятельностью.

Решения проблемы

Одним из решений является «ранняя профориентация»:
 — что соответствует федеральному проекту «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование» и региональному проекту ЯНАО о том, что к 2024 году планируется охватить профориентационными мероприятиями 40% обучающихся общеобразовательных организаций.
 — Проект способствует расширению программ дополнительного образования детей, увеличивая охват детей дополнительным образованием (показатель №1.1 регионального проекта «Успех каждого ребенка»).
 — Проект популяризирует научную карьеру и повышает профессиональные компетенции обучающихся (федеральный проект «Развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок» нацпроекта «Наука»).

Деятельность центра «Шаг за шагом»

Центр профориентации «Шаг за шагом» направлен на решение вышеуказанных проблем благодаря инновационным методикам:

1. «Индивидуальный подход»:
  - Центр использует передовые методы профориентации, такие как нейрометрия (Вербатория, диагностика с помощью специального датчика (в среднем 2 часа)) и выявление уже сложившихся профессиональных предрасположенностей клиента по методике от Пункта Б (профориентация, с помощью диагностик, тренингов, игр, выполнением домашних заданий (в среднем 7-10 дней) что позволяет глубже понять личные и природные склонности и способности клиента.

2. «Школа научения практическим исследовательским навыкам «с нуля»:
  - Проект предлагает подросткам и взрослым освоить исследовательские навыки с базового уровня, развивая критическое мышление, аналитические способности, вырабатываем индивидуальные навыки написания официального и научного стиля у обучающихся, учимся писать проекты, аналитические отчеты и гранты.

3. «Репетиторские услуги»:
  - Предоставляются репетиторские услуги по английскому языку, уникальность заключается в индивидуализации подхода к обучения с учетом ранее полученных результатов диагностики Вербатории, в частности лидирующих граней интеллекта (музыкальный, вербально-лингвистический, логико-математический, креативный (пространственно-временной) и телесно-кинетический), также учитываем особенности памяти (зеленая (понял, запомнил), желтая (понял, но в одно ухо влетело, в другое вылетело) и красное (сверхработа памяти в течении 15-20 минут, после идет перезагрузка и мозг не может сосредоточиться «человек витает в облаках» и тип усвоения информации (аналитический или образный), данная информация помогает найти особенный ключик к каждому обучающемуся, что в свою очередь повышает продуктивность занятий и успеваемость обучающихся.

4. «Детская студия творческого развития «Мир профессий: учимся, играя»:
  - Для детей до 10 лет предлагается игровая форма профориентации через творческое развитие, знакомящая их с различными профессиями. Уникальность данного направления заключается в особом подходе к познанию каждой из профессий, а именно

Услуги центра

Центр предлагает:
 — Диагностику талантов с помощью специального датчика;
 — Индивидуальные (групповые) недельные программы профориентации;
 — Профориентационные игровые тренинги;
 — Студию детского развития «Мир профессий: учимся, играя»;
 — Школу научения практическим исследовательским навыкам «с нуля» (зарегистрирован товарный знак с 01.07.2024).
В этом году стала единственным социальным предпринимателем из Ямала участвовавшей во Всероссийском конкурсе лучших практик трудоустройства молодежи от Минтруда РФ, заняла 15-е место из 56 в категории «Штатная численность от 0 до 100 человек» номинации «Профориентационная деятельность».

Центр «Шаг за шагом» — это социально ответственный бизнес с высоким уровнем инноваций, который вносит значительный вклад в развитие общества, помогая людям осознанно выбирать профессию и снижать уровень профессионального выгорания.

Целевая аудитория
  1. Школьники и студенты, которые находятся на этапе выбора будущей профессии. Для них проект предлагает диагностику сильных и слабых сторон, помогает определиться с направлением обучения и профессионального развития.
  2. Взрослые люди (родители и взрослые люди 55+), которые хотят сменить профессию (переквалифицироваться и перепрофелироваться) или повысить квалификацию (пройти переподготовку) в условиях меняющегося рынка труда. Проект помогает им найти новые карьерные возможности, соответствующие их навыкам и интересам.
  3. Родители, которые стремятся помочь своим детям выбрать правильный путь развития, лучше понять их способности и склонности.
Проблема или задача развития региона или России, решаемая проектом

Основные проблемы, решаемые проектом:

  1. Несоответствие навыков выпускников требованиям рынка труда. К 2025 году в России прогнозируется избыток выпускников вузов (2,7 млн) и дефицит специалистов среднего звена (3,6 млн), что указывает на дисбаланс между образованием и потребностями рынка труда.
  2. Нехватка квалифицированных кадров в регионах. В 2024 году 86% компаний сообщили о нехватке кадров, особенно в сфере производства и логистики. Проблему усугубляют демографический кризис и миграция молодежи в крупные города.
  3. Снижение мотивации к обучению среди молодежи. Реформы в сфере образования и влияние социальных сетей снижают мотивацию школьников, что приводит к низким академическим результатам.
  4. Недостаточная адаптация образовательных программ к запросам рынка труда. Учебные программы часто не соответствуют требованиям работодателей, что затрудняет трудоустройство выпускников.

Задачи проекта:

  1. Помощь молодежи в профессиональном самоопределении;
  2. Поддержка взрослых в смене профессии или повышении квалификации;
  3. Снижение уровня безработицы среди молодежи, в т. ч. путем оказания помощи в трудоустройстве.
  4. Популяризация научной карьеры
Реализуемый продукт или услуга, конкурентные преимущества
Каким образом достигается экономическая устойчивость, как целевая аудитория получает доступ к продуктам/услугам
Инновационная составляющая проекта, стадия готовности

Проект «Шаг за шагом» выделяется на фоне традиционных программ благодаря ряду «инновационных методик»:

1. Нейрометрия Вербатория — передовые технологии, которые помогают глубже понять когнитивные и эмоциональные особенности человека. Нейрометрия анализирует мозговую активность для выявления талантов, оценивает вербальные навыки и эмоциональный интеллект, что позволяет точнее определить профессиональные предпочтения и дать рекомендации по развитию навыков.

2. Методика Пункта Б — предлагающая уникальные диагностики и тренинги для оценки сложившихся диагностических данных для повышения осознанности выбора (на карте лучших образовательных практик).

3. Авторская методика «Мир профессий: учимся, играя» — программа для детей до 10 лет, направленная на раннюю профориентацию через игры в данный момент оформляется во франшизу.

4. Авторские программы дополнительного образования социально-гуманитарной направленности «Практикум молодого ученого», «Практические исследовательские навыки и умения» и др.

5. Авторские настольные игры в мире профессий.

Проект готов к масштабированию и тиражированию .

Реализуется ли проект по франшизе
нет

Ключевые показатели за период реализации проекта

Количество созданных рабочих мест за период реализации проекта (осуществления деятельности организации)
3
Количество благополучателей – потребителей продукта проекта за весь период реализации проекта (осуществления деятельности организации)
251

Достигнутый социальный эффект за 2021 год

Прирост количества благополучателей – потребителей продукта проекта за последний календарный год
202
Дополнительные показатели социального эффекта и описание достигнутого эффекта
  1. Повышение осознанности при выборе профессии: Проект помогает участникам, особенно молодежи, осознанно выбирать профессию, что снижает риск неправильного выбора и профессионального выгорания. До 60% выпускников вузов и 75% выпускников техникумов работают не по специальности. Проект помогает уменьшить эти показатели и повысить удовлетворенность карьерой.
  2. Снижение профессионального выгорания: Осознанный выбор профессии на основе диагностики помогает избежать стресса и эмоционального истощения, с которым сталкиваются более 45% россиян. Это повышает продуктивность и снижает текучесть кадров.
  3. Уменьшение кадрового дефицита в регионах: Проект способствует подготовке квалифицированных специалистов, что особенно важно для регионов с дефицитом кадров, таких как ЯНАО, где на одного соискателя приходится 11,3 вакансии.
  4. Улучшение психоэмоционального состояния: Более 250 участников повысили уверенность в себе, снизили тревожность и улучшили настроение благодаря четкому пониманию своих профессиональных возможностей.
    Проект имеет длительный эффект, и его ценность сложно измерить, так как результаты проявляются со временем.

Экономический потенциал и устойчивость

Партнеры проекта

Проект «Шаг за шагом» демонстрирует устойчивый экономический потенциал и социальную значимость. В 2023 году доход составил 756 600 рублей, из которых 189 600 рублей получены от предпринимательской деятельности, а 567 000 руб. — грантовая поддержка. В 2024 году доход увеличился до 757 366,33 руб., включая 511 100 руб. от предпринимательской деятельности и 246 266,33 руб. — окружная субсидия на возмещение затрат по трудоустройству несовершеннолетних. Проект привлек в общей сложности 251 человека за 2023-2024 годы, из которых 115 воспользовались платными услугами. 
 

Партнеры проекта

  1. Агентство маркетинга «Volodin. Didgital»,
  2.  ИП Шульга Наталья Владимировна,
  3. ООО «Вербатория»,
  4. ООО «Пункт Б»,
  5. ООО «Пурсвязь»,
  6. НКО «Фонд содействия развитию Пуровского района»,
  7. Центр инноваций социальной сферы ЯНАО,
  8. Центр «Мой бизнес ЯНАО»,
  9. Отдел по делам несовершеннолетних Администрации Пуровского района,
  10. Департамент образования Администрации Пуровского района,
  11. ИП Юрепина Ангелина Викторовна,
  12. ИП Мистрюкова Ирина Николаевна,
  13. Самозанятая Колотова Анна Александровна,
  14. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Тарко-Сале Пуровского района,
  15. МБОУ ДО «Дом детского творчества г. Тарко-Сале»,
  16. ИП Илиева Надежда Петровна,
  17. ООО «Фэнтази»
  18. и др.

    Прогноз доходов:

    - 2025 год:
      — Общий доход: 2 350 000 рублей 
       — Доход от предпринимательской деятельности: 800 000 рублей 
       — Грантовая и субсидийная поддержка: 1 250 000 рублей 
       — Продажа франшиз: 300 000 рублей (одна франшиза в 4-м квартале)

    - 2026 год:
      — Общий доход: 3 300 000 рублей 
       — Доход от предпринимательской деятельности: 900 000 рублей 
       — Грантовая и субсидийная поддержка: 300 000 рублей 
       — Продажа франшиз: 2 100 000 рублей (по 6 франшиз в среднем 350 000 рублей каждая)

    - 2027 год:
      — Общий доход: 4 550 000 рублей 
       — Доход от предпринимательской деятельности: 1 000 000 рублей 
       — Грантовая и субсидийная поддержка: 750 000 рублей 
       — Продажа франшиз: 2 800 000 рублей (по 8 франшиз в среднем 350 000 рублей каждая)

    Итоги:
     — 2025 год: 2 350 000 рублей
     — 2026 год: 3 300 000 рублей
     — 2027 год: 4 550 000 рублей

    Таким образом, добавление доходов от франшиз существенно увеличивает общий доход проекта и демонстрирует его успешность в расширении бизнеса.

Члены команды проекта
  1. Турко Олеся Юрьевна, профориентолог, нейрометрист, педагог дополнительного образования и аспирант кафедры психологии и педагогики.
  2. Пэк Александра Геннадьевна, smm-специалист
  3. Турко Марина Николаевна, бухгалтер (волонтер)

Временные должности:

помощник вожатого (детская студия творческого развития «Мир профессий: учимся, играя»):

  1. Колотов Михаил Александрович (03.06. по 28.06.2024)
  2. Ивченкова Анна Андреевна (03.06. по 28.06.2024)
  3. Пэк Вероника Геннадьевна (03.06. по 28.06.2024)
  4. Бардина Полина Сергеевна (01.07 по 31.07.2024)
  5. Терехов Дмитрий Валерианович (01.07 по 30.08.2024)
  6. Шадринцева Юлиана Сергеевна (01.08 по 30.08.2024; 28.10 по 31.10.2024)
  7. Коваленко Ульяна Владимировна (28.10 по 31.10.2024)

Объем вложенных средств с начала реализации проекта

Дополнительные ресурсы, привлеченные для реализации проекта

Материальные ресурсы:
1. Материально-техническая база:
  - Использование оборудования для нейрометрии, диагностики (датчик NeuroSky для анализа мозговой активности, онлайн платформа punkt-b.tilda.ws/login).
  - Помещения в 19,2 кв. м. для проведения оффлайн-мероприятий (тренинги, консультации, занятия), данное помещение прошло требования лицензирования в 2023 году.
  - Оборудование для проведения онлайн-мероприятий (5 ноутбуков, интерактивная доска, мультимедийный проектор, программное обеспечение).

2. Финансовые ресурсы:
  - Средства от предпринимательской деятельности;.
  - Гранты и субсидии от государственных и региональных программ (например, субсидии от Центра занятости ЯНАО).

  - Спонсорская поддержка и краудфандинг (например, проекты на Boomstarter).

  - Собственные средства и реинвестирование в бизнес.
 

Нематериальные ресурсы:
1. Кадровые ресурсы:
  - Профориентолог, педагог дополнительного образования и репетитор английского языка;

  - Консультант-психолог;
  - Smm-специалист;

  - Помощники вожатого.

2. Методологические ресурсы:
  - Уникальные методики диагностики (нейрометрия Вербатория).

  - Авторские программы профориентации от Школы выбора профессии «Пунт Б» (включена в 300 лучших образовательных практик на карте edpraktiki.ru/map).
  - Авторской программы ранней профориентации для детей («Мир профессий: учимся, играя»).
  - Авторской школы научения практическим исследовательским навыкам «с нуля».

3. Информационные ресурсы:
  - Онлайн-платформы для проведения консультаций и тренингов.
  - Доступ к образовательным материалам и программам по профориентации.

Эти ресурсы обеспечивают устойчивость проекта и его масштабируемость на региональном и федеральном уровнях.

Ссылки

Сайт проекта
Социальные сети проекта

Сообщество в ВК Профориентация Тарко-Сале «Шаг за шагом» vk.com/center_proforientation_ts
Открытый канал «Шаг за шагом» — центр профориентации t.me/centre_proforientology_modern_ts
Личная страница О. Ю. Турко vk.com/id47913862https://vk.com/id47913862
Яндекс Карта «Шаг за шагом» yandex.ru/maps/org/shag_za_shagom/77384420748/?ll=77.760255%2C64.914706&z=15

Публикации о проекте

1. О записи радиоэфира где разговаривали о том, как помочь подростку в выборе профессии и выявить сильные стороны своего ребенка и вместе с ведущей обсудили проект «Освети путь», который направлен на оказание помощи подросткам, находящихся в сложных жизненных ситуациях vk.com/wall-74294371_32913
2. О проведении профориентационного образовательного тренинга «Развеиваем страхи выбора профессии» для подростков и их родителей в честь празднования Дня семьи, любви и верности в Центре занятости населения в городе Тарко-Сале t.me/sznpur89/1255
3. О моем впечатлении от подъем на ледник рассказала редакции «Ямал 1» vk.com/wall-101544511_174813
4. Путь по каменистой тропе: как подняться на вершину социального предпринимательства (дала интервью во время подъема к Леднику Романтиков, рассказывала о стратегической сессии «На высоте» для социальных предпринимателей) vk.com/wall-120315139_84706
5. О краудфандинговом проекте «Освети путь» по сбору средств на профориентацию подростков, находящихся в сложной жизненной ситуации boomstarter.ru/projects/1145536/osveti_put_-_proforientatsiya_dlya_podrostkov
6. vk.com/wall138736809_3388
7. Статья о трудоустройстве 700 подростков в Пуровском районе (в середине о центре «Шаг за шагом»). purmedia.ru/novosti/v-etom-godu-v-purovskom-rayone-letom-trudoustroyat-poryadka-700-podrostkov
8. Видео о трудоустройстве подростков центром в летнюю студию творческого развития «Мир профессий: учимся, играя» rutube.ru/video/a45125c1d7cb87a0eca11a5860765c36/
9. Видео Интервью программе Вести об опыте участия в школе социального предпринимательства в 2023 году vk.com/wall-120315139_78427
10. Запись радио эфира в шоу Sister-Twister, где рассказывала о деятельности центра «Шаг за шагом» vk.com/video-218547883_456239045
11. Пост об участии в мерояприятии для молодежи «Ночь в молодежном центре-2023» в качестве спикера на площадке «Профориентация» t.me/purmol/2445
12. Определение победителей отбора тем для ВЭФ-2024 (вошла в 25 победителей) xn — d1ach8g.xn — c1aenmdblfega.xn — p1ai/news/145365
13. Определение победителей отбора тем для ПМЭФ-2024 (вошла в 25 победителей) xn — d1ach8g.xn — c1aenmdblfega.xn — p1ai/news/142916
14. Статья об открытии центра профориентации «Шаг за шагом» (стр. 8-9) purmedia.ru/upload/icms/files/newspaper/file_117.pdf

Презентация проекта
Дополнительные материалы
1. История выбора моей деятельности как призвания cloud.mail.ru/public/mhwU/mG6BfY8Bn 2. Видеоролик о деятельности центра и планах до 31.12.2025 года cloud.mail.ru/public/Z7dy/QhxbpN46x 3. Видео о практике трудоустройства несовершеннолетних в летней детской студии творческого развития «Мир профессий: учимся, играя» cloud.mail.ru/public/8AbT/ovpDbepY4 (направлено для конкурса в Минтруд РФ на всероссийский конкурс «Лучшие практики трудоустройства несовершеннолетних» mintrud.gov.ru/events/1387) 4. Видеоролик одного из уроков детской студии творческого развития «Мир профессий: учимся, играя» (с описанием методики проведении) cloud.mail.ru/public/N3aW/xtG7B7G2v 5. Сертификаты, удостоверения, выписки и др. документы о деятельности руководителя проекта cloud.mail.ru/public/ZX4M/uqUCuKXSD 6. Видеоролик краудпроекта "Освети путь: профориентация подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации cloud.mail.ru/public/Vm9L/HoDdodBv8 7. Презентация для родителей о работе детской студии творческого развития «Мир профессий: учимся, играя» cloud.mail.ru/public/Czxs/6PaCihdkZ 8. Пример офера для родителей об участии в детской студии творческого развития «Мир профессий: учимся, играя» cloud.mail.ru/public/SJF1/wrxNSi8i6 8. Справка о реализации практики работы летней студии творческого развития «Мир профессий: учимся, играя» cloud.mail.ru/public/SVNy/TGPqGkZWD 9. Сертификаты о завершении обучения 5-ти программ от Университета социального предпринимательства Фонда поддержки социальных проектов cloud.mail.ru/public/aeW4/WFkt381zh

Взаимодействие с отраслевым региональным органом власти

Есть ли взаимодействие с отраслевым региональным органом власти
нет

Всероссийский конкурс проектов
в области социального
предпринимательства и социально
ориентированных некоммерческих организаций

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ