Всероссийский конкурс проектов
в области социального
предпринимательства и социально
ориентированных некоммерческих организаций
Введение детей в увлекательный мир науки.
Знакомить детей дошкольного и младшего школьного возраста с окружающим миром, прививать интерес к науке и познанию через основные понятия научных дисциплин: химия, биология, физика и астрономия; расширение детского кругозора через экспериментирование; показать детям насколько важна наука в нашей жизни; повышать интерес к деятельности учёных, знакомить детей с научными профессиями.
Проект «Потрогать науку руками» (работа с детьми от 2 до 11 лет в ЦДОДиВ «Красный Лис»)
Цель проекта.
Введение детей в увлекательный мир науки,
Знакомить детей дошкольного и младшего школьного возраста с окружающим миром, прививать интерес к науке и познанию через основные понятия научных дисциплин: химия, биология, физика и астрономия; расширение детского кругозора через экспериментирование/исследовательскую деятельность, показать детям насколько важна наука в нашей жизни; повышать интерес к деятельности учёных, знакомить детей с научными профессиями.
Повышение уровня знаний родителей в основных научных дисциплинах.
Целевая аудитория.
Дети в возрасте от 2 до 11 лет и их родители (законные представители).
Актуальность.
По инициативе Президента РФ В. В. Путина период с 2018 по 2027 год официально назван «Десятилетие детства», в рамках данного проекта запущено множество проектов, направленных в том числе на всестороннее развитие подрастающего поколения.
Период с 2022 по 2031 год назван «Десятилетие науки и технологий». Одна из основных задач — привлечение в сферу науки юных талантов, повышение престижа научных профессий.
Десятилетие науки и Десятилетие детства — важнейшие для страны стратегические задачи, они пересекаются в рамках приобщения детей и подростков к миру науки.
Ученые и педагоги говорят, что процесс приобщения подрастающего поколения необходимо начинать с раннего возраста.
Все великие учёные родом из детства. Многие из них вспоминая своё детство, рассказывают, что их не заставляли штудировать учебники, а развивали интерес к познанию окружающего мира, учили смотреть, вглядываться, вникать в суть вещей, удивляться, анализировать.
Дети раннего и дошкольного возраста врожденные исследователи, им присуще естественное детское любопытство, которое нередко подавляется взрослыми. Педагоги и психологи настаивают, что любопытство нельзя подавлять, а наоборот, надо усиливать, направлять, создавать благоприятные условия для развития познавательного интереса и наблюдательности, активизации мышления и расширения кругозора, таким образом взрослые могут сформировать устойчивую мотивацию и готовность к научно-исследовательской деятельности в будущем.
Регион.
В больших городах для введения детей в увлекательный мир наук, повышения детской любознательности, развития кругозора работают центры детского экспериментирования/ музеи-лаборатории, где дети могли бы заниматься под руководством опытного педагога/ наставника. К сожалению, в нашем городе нет таких центров.
Кванториум — работа со школьниками, ограниченное количество обучающихся, занятия только в рабочие дни, не работают с детьми раннего и дошкольного возраста.
В доо работа ведется недостаточно, нет программ; педагог, как правило, выполняет работу сам, а дети только наблюдают, самостоятельного детского экспериментирования практически нет, выводы тоже делает сам педагог; эта деятельность не является любимой, так как требует большой подготовки к занятию, сложно организовать в условиях большой группы обучающихся. Знаю ситуацию изнутри, так более 15 лет проработала заместителем по учебно-методической работе.
У родителей возникает проблема, как восполнить детскую потребность, они покупают наборы для экспериментов, обращаются за помощью к сети интернет, Занятия дома носят случайный характер, родители не знают, как объяснить детям то или иное явление/ процесс.
ЦДОДиВ «Красный Лис» проводит занятия с детьми от 2 до 11 лет, направленные на развитие познавательного интереса. Мы разработали и ввели в работу проект «Потрогать науку руками».
Уверены, что наука — это довольно просто для маленьких детей. Надо помочь ребенку узнать о мире с помощью обсуждений, наблюдений и исследований.
Детям проще понять то, что они «пропустили» через себя, подержали в руках. Замечательные слова в подтверждение: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать самому — и я пойму», Экспериментирование — эффективный метод познания. Экспериментируя ребёнок учится учиться. На занятиях мы даём ребенку возможность делать всё своими руками, создаём условия, чтобы заинтересовать и увлечь. Мы учим не только получать информацию, но и пользоваться приобретёнными знаниями. Именно поэтому проект назван «Потрогать науку руками».
Инновационная составляющая проекта.
Наш проект направлен на приобретение детьми естественно-научных знаний в различных видах деятельности, на развитие, мотивацию и готовность в будущем к изучению науки. Мы знакомим на уровне доступном понимаю ребенка.
Популяризация среди родителей научно-популярных знаний, повышение уровня знаний у родителей основных научных дисциплин.
Мы организуем процесс обучения через удивление, яркие эмоции. Каждый урок — яркое событие. восторг в глазах детей, интерес и благодарность родителей, нередко после занятия родители обращаются к справочной литературе, чтобы быть на одной волне с ребёнком, чтобы дома удовлетворить возникающие вопросы маленького почемучки.
Созданы условия: образовательные программы для разных возрастов, оборудованные классы, интерактивное оборудование, постоянно дополняется и обновляется оборудование для экспериментальной деятельности, педагоги повышают квалификацию.
Элементарное детские экспериментирование — используем в работа с детьми от 1,5 лет. Трехлетние дети, например, самостоятельно делают на ручной мельнице муку, рассматривают работу жерновов, просеивают муку…, растапливают снег и фильтруют его, делают домашний пластилин, сажают в землю комнатные растения, горох и фасоль, наблюдают за ростом посаженных растений…; четырехлетние — запускают извержение вулкана, знают, как «родилась» наша планета, делают опыты с песком, глиной, воздухом и камнями, проводят «испытания» различных материалов, чтобы сделать плавательное средство…
В Красном Лисе есть популярный среди детей и взрослых курс «Детский университет», занятия посещают дети от 4 лет.
Мы знакомим детей с науками: физика, химия, астрономия, биология. Каждый урок педагог рассказывает, в какую науку дети «отправятся» сегодня. На уроке они выполняют различные эксперименты (индивидуально, в парах или в подгруппе), таким образом мы еще и учим детей работать в команде, слышать мнение товарищей, развиваем критическое мышление.
Некоторые темы занятий: «Физические явления», «Волшебное электричество», «Воздух и его свойства», «Тайны магнетизма», «Физика в игрушках», «Химия! Чудеса, да и только», «Химия на кухне», «Загрязнения окружающей среды. Биопластик», «Наука астрономия», «Происхождение Земли», «Молоко. Молочные продукты. Полезные бактерии. Готовим творог», «Динозавры», «История растений», «Оптические приборы», «История появления подсолнечного масла. Изучение понятия плотность жидкостей», «Гора Куштау и ее волшебные камни», «Лаборатория чайных открытий», «Тыквина суббота», «Наука о воздушных шариках» и т. д.
Курс востребован, популярен, некоторые дети ходят на занятия два и три года.
Наш проект — это первый шаг в увлечении детей наукой. Проводя на уроке «раскопки» останков динозавра, отыскивая черепки разбитой посуды в пустыне, дети представляют себя археологами, собирая электрическую цепь — физиками, которые строят большой коллайдер; исследуя мыльные или воздушные пузыри, изготавливая массу биопластика- химиками; мёд и пчёл — биологами; в тыквину субботу или исследуя чайные плантации, или выделяя из листа растения хлорофилл — ботаниками.
Дети играют, а в игре с увлекательными опытами, пропуская всё через себя, трогая руками, они познают увлекательный мир, законы природы.
Мы приоткрываем дверь в интресный и захватывающий мир, показываем, что наука может быть интересной и даже забавной; повышаем в глазах детей престиж и уважение к науке и людям, работающим в науке.
Совсем необязательно, что наши дети станут учёными, но они будут применять полученные и с нашей помощью знания в жизни, успешнее учиться в школе, а в будущем, возможно, кто-то, и нам, конечно же, этого хотелось бы, прославит страну и округ в науке.
Период 2018-2027 год в РФ — «Десятилетие детства». Проекты направлены в т. ч. на всестороннее развитие подрастающего поколения.
2022-2031 год — «Десятилетие науки и техгологий». Одна из основных задач — привлечение в сферу науки юных талантов, повышение престижа научных профессий.
Важнейшие для страны стратегические задачи, пересекаются в рамках приобщения детей и подростков к миру науки.
Учёные, педагоги и психологи говорят, что процесс приобщения молодого поколения к науке необходимо начинать с раннего детства, усиливать естественное детское любопытство и направлять, создавать благоприятные условия для познавательного интереса, наблюдательности, активизации мышления и расширения кругозора, таким образом сформировать устойчивую мотивацию и готовность к научно-исследовательской деятельности в будущем.
Регион
К сожалению в НМ нет центра детского экспериментирования/музея-лаборатории, где могут заниматься дети под руководством педагога.
Кванториум — работа со школьниками, ограниченное кол-во обучающихся, занятия в рабочие дни, не работают с детьми раннего и дошкольного возраста.
Красный Лис проводит занятия в течение всей недели.
Наш проект направлен на приобретение детьми естественно-научных знаний в различны видах деятельности, на развитие, мотивацию, готовность в будущем к изучению науки.
Знакомим с науками: физика, химия, астрономия, биология.
Урок — яркое событие, восторг в глазах детей, интерес и благодарность родителей (обращаются к справ.лит-ре, чтобы быть на одной волне с ребенком).
Созданы условия: образовательные программы для разных возрастов; классы; интерактивное оборудование; постоянно дополняется оборудование и макеты для обр. деят-ти, опытов и экспериментов; педагоги повышают квалификацию.
Экспериментирование — часть почти каждого занятия даже у раннего возраста.
В доо ребенок наблюдает за работой педагога- не работает сам. У нас все эксперименты дети выполняют сами,
Курс «Детский университет» востребован, имеется лист ождания, есть дети, которые ходят на занятия курса два и три года.
Каждое занятие Университета проводится через экспериментирование, дети выполняют самостоятельно, не боятся ошибиться - «трогают науку руками», учим выдвигать гипотезу и делать выводы.
2022 год «Нескучное лето. Научные каникулы», есть запрос на повтор курса.
Занятия в ЦДОДиВ «Красный Лис» востребованы, пользуются популярностью у родителей и детей, увеличивается количество посещающих Центр. Увеличение количества благополучателей — 39% (сравнение с 2022 годом).
Работаем с семьями по три и более лет. Родители приводят младших детей, покупают несколько курсов для занятий с ребенком (3-4 курса для одного ребёнка).
Мы знаем, что занимающиеся на курсе «Детский университет» дети, в отпуске посещают подобные занятия в других детских центрах, музеях/лабораториях экспериментирования.
Проект может быть масштабирован путём открытия филиалов в других микрорайонах города.
Увеличение количества групп, проведение научных мастер-классов, праздников, дней рождения, летний лагерь «Нескучное лето. Научные каникулы».
Курс очень интересен ученикам старше 11 лет — запросы от родителей, но это повлечёт за собой проблемы, одна из основных — поиск педагога.
Представление опыта работы центра на конкурсах различного уровня — распостранение/обобщение опыта работы с целью повышения социального воздействия.
Участие детей с проектами в различных конкурсах.
В планах сделать видеокурс «Уроки с Красным Лисом».
Партнёры:
Информационная и финансовая поддержка ДФиЭ НАО.
Информационная, консультационная поддержка Центром «Мой бизнес», помощь в подготовке грантовой документации, курсовая подготовка.
Межрегиональная Ассоциация педагогов дошкольного образования СОЮЗ «Дошкольники России» — методическая и информационная поддержка проекта.
«Бобровая лаборатория» - научно-методическая поддержка проекта, помощь в оснащении «детской лаборатории», представление опыта работы в конкурсе.
ГБПОУ НАО «Нарьян-Марский социально-гуманитарный колледж им. И. П. Выучейского» — методическая поддержка проекта, обобщение опыта работы Центра по направлению детское экспериментирование.
ИП Нецвитай Екатерина Сергеевна.
Кванториум — подготвка проекта «Арктическая миниагроферма Красного Лиса» к участию в региональном этапе конкурса (апрель-май 2025 года).
ЭКЦ НАО,
Ненецкая центральная библиотека им. А. И. Пичкова.
Ненецкий краеведческий музей.
Холодова Наталья Борисовна — руководитель (привлечение клиентов, координация проекта, техническое и методическое сопровождение проекта), педагог — проведение образовательной деятельности с обучающимися.
Слотина Инна Вдадимировна — педагог, проведение образовательной деятельности с обучающимися.
Тарасенко Наталья Николаевна — педагог, проведение образовательной деятельности с обучающимися.
Лугай Галина Евгеньевна — педагог, проведение образовательной деятельности с обучающимися
Пырерко Наталья Никандровна — администратор (работа по привлечению новых клиентов, реклама, подготовка методических пособий и материалов для проведения занятий с детьми).
Урбанович Юлия Валерьевна — волонтёр (видео и фото контент).
Холодов Александр Олегович — волонтёр, техническая поддержка.
Король Ирина Олеговна — волонтёр, беседы об Арктике, подготовка метод.материала,
Хозяинова Нина Михайловна — методическая поддержка.
ИП Нецвитай Екатерина Сергеевна — дополнительная работа с детьми по направлению «сенсорное развитие».
Вложенные в проект средства
Всего: 5000000
Собственные средства: 5000000
Стадия окупаемости проекта — проект окупился, приносит доход.
Материальные ресурсы.
Оборудованные учебные классы, оборудование для проведения опытно-экспериментальной деятельности: лупы, микроскопы, в том числе цифровой, телескоп, одежда, маски, перчатки, очки… для проведения занятий в лаборатории «Детского университета»,… офисная техника, рабочие тетради, интерактивное оборудование и т. д.
Нематериальные ресурсы.
Кадровые (админстративный и педагогический персонал), обучение педагогов по программам необходимым для работы с детьми.
Программы, электронные образовательные ресурсы.
Всероссийский конкурс проектов
в области социального
предпринимательства и социально
ориентированных некоммерческих организаций