Всероссийский конкурс проектов
в области социального
предпринимательства и социально
ориентированных некоммерческих организаций
Цель проекта — предотвращать образование пищевых отходов в ритейле и общепите через распределение пригодных продуктов среди людей.
«Фудшеринг» — это проект по спасению продуктов питания, которые не успевают реализовать организации розничной торговли и общественного питания. Основа проекта – это коллаборация АНО «Фудшеринг», сервиса по спасению еды, и продовольственного бизнеса – магазинов, пекарен, ресторанов, сервисов доставки и других, у которых регулярно остается невостребованная еда.
Команда проекта договаривается о сотрудничестве с такими организациями и интегрирует фудшеринг в их ежедневную деятельность. Для каждой розничной точки координатор проекта формирует волонтерскую команду. Каждый член команды (волонтер) проходит обучение принципам и правилам фудшеринга. После этого волонтеры по графику приходят в заведение и забирают то, что остается. В тот же день они распределяют эти продукты среди своих подопечных – многодетных семей, одиноких пенсионеров, людей в трудной жизненной ситуации. Как правило у каждого волонтера есть 3-5 семей, которым он помогает на регулярной основе.
По сути, фудшеринг вовлекает бизнес в экономику замкнутого цикла. Благодаря проекту пригодная еда не выбрасывается, а используется по своему прямому назначению – в пищу людям. Тем самым фудшеринг сохраняет ценность продуктов и не дает пропасть тем ресурсам, которые были потрачены на их производство, транспортировку и хранение.
С 2015 г. проект развивался в Москве на базе волонтерского движения «Фудшеринг.Москва». В 2021 г. появилась некоммерческая организация АНО «Фудшеринг», для которой фудшеринг и его развитие — это ключевая задача. В 2024 г. проект впервые вышел в регионы и с нуля запустился в Мурманске. К концу года Мурманск станет первым городом в России, в котором все магазины сети «Пятерочка» будут охвачены фудшерингом.
Можно выделить несколько целевых аудиторий проекта:
Основываясь на решении экологических проблем, «Фудшеринг» обладает дополнительной социальной и экономической ценностью. Работа с «Фудшерингом» — это способ сократить образование пищевых отходов, сохранить ценность продуктов и, одновременно с этим, помочь социально незащищенным гражданам.
Проект работает в Москве с 2015 г. Это один из первых фудшеринг-сервисов в России. И первый сервис по спасению еды, который начал работать с федеральным ритейлом (в частности, с торговой сетью «ВкусВилл»). В 2021 г. проект стал полноценной некоммерческой организацией и получил необходимую юридическую и бухгалтерскую оболочку. Для проекта были разработаны типовые договоры с волонтерами, акты приема-передачи, договоры с отдающими организациями и т. п. Инновационность модели была отмечена премией Мэра «Новаторы Москвы» в 2021 г.
За три года работы (2021-2024) АНО «Фудшеринг» спасла порядка 350 тонн еды, причем больше половины этого объема приходится на последний год работы. Сейчас проект работает в Москве, ближайшем Подмосковье и Мурманске:
Дальнейшее развитие проекта связано с передачей опыта в регионы, выход в новые города, а также с масштабированием с текущими и вовлечением новых партнеров из числа федеральных торговых сетей.
Кроме того, в ближайшем будущем мы планируем разрабатывать собственную IT-платформу, которая будет поддерживать и автоматизировать основные процессы фудшеринг-сервиса. Это позволит сделать проект масштабируемым на уровень всей страны без потери в управляемости, прозрачности и качестве процесса.
Весь проект строится на коллаборации с продовольственным бизнесом. Фудшеринг сотрудничает с крупными торговыми сетями, в частности, «ВкусВилл», «Пятерочка», «Перекресток». Кроме того, среди партнеров проекта — локальные пекарни, кафе, несетевые магазины у дома, отели, офисные центры и большой распределительный центр.
Совсем недавно АНО «Фудшеринг» совместно с девелопером А101 запустила проект по развитию фудшеринга на территории жилых комплексов застройщика. Проект предполагает вовлечение в процесс спасения еды локального малого и среднего бизнеса, а также местных жителей в качестве волонтеров и конечных получателей проекта.
Александра Кумпан — исполнительный директор. Занимается общим руководством проекта, определяет стратегические и тактические цели, представляет проект в публичном поле
Ксения Тихонова — руководитель направления развития. Отвечает за внешние коммуникации проекта, включая ведение соцсетей, а также занимается спецпроектами и коллаборациями
Елизавета Колесник — координатор волонтеров в Мурманске
Анна Полевич - координатор волонтеров в Москве
Ключевой ресурс проекта — сама модель и волонтеры, которые помогают ее осуществлять.
Кроме того, в распоряжении фудшеринга:
юридическая и бухгалтерская оболочка процесса
партнерские связи и связи в экосообществе
база из 5,5 тыс. волонтеров
описанная методология работы и запуска в новом регионе
Всероссийский конкурс проектов
в области социального
предпринимательства и социально
ориентированных некоммерческих организаций