Фудшеринг

Территория реализации проекта

Федеральный округ
Центральный
Субъект Федерации
г. Москва
Город
Москва

Информация об организации

Название
Автономная некоммерческая организация «Национальный центр спасения еды и заботы об экологии «Фудшеринг» (Распределение продуктов)»
Год создания
2021
Руководитель
Кумпан Александра Юрьевна
Электронная почта

Информация об авторе

Автор
Кумпан Александра Юрьевна
Должность
Исполнительный директор

Информация о проекте

Год начала реализации
2021
Номинация
Социальная проблема, решаемая проектом

Цель проекта — предотвращать образование пищевых отходов в ритейле и общепите через распределение пригодных продуктов среди людей.

Краткое описание

«Фудшеринг» — это проект по спасению продуктов питания, которые не успевают реализовать организации розничной торговли и общественного питания. Основа проекта – это коллаборация АНО «Фудшеринг», сервиса по спасению еды, и продовольственного бизнеса – магазинов, пекарен, ресторанов, сервисов доставки и других, у которых регулярно остается невостребованная еда.

Команда проекта договаривается о сотрудничестве с такими организациями и интегрирует фудшеринг в их ежедневную деятельность. Для каждой розничной точки координатор проекта формирует волонтерскую команду. Каждый член команды (волонтер) проходит обучение принципам и правилам фудшеринга. После этого волонтеры по графику приходят в заведение и забирают то, что остается. В тот же день они распределяют эти продукты среди своих подопечных – многодетных семей, одиноких пенсионеров, людей в трудной жизненной ситуации. Как правило у каждого волонтера есть 3-5 семей, которым он помогает на регулярной основе.

По сути, фудшеринг вовлекает бизнес в экономику замкнутого цикла. Благодаря проекту пригодная еда не выбрасывается, а используется по своему прямому назначению – в пищу людям. Тем самым фудшеринг сохраняет ценность продуктов и не дает пропасть тем ресурсам, которые были потрачены на их производство, транспортировку и хранение.

С 2015 г. проект развивался в Москве на базе волонтерского движения «Фудшеринг.Москва». В 2021 г. появилась некоммерческая организация АНО «Фудшеринг», для которой фудшеринг и его развитие — это ключевая задача. В 2024 г. проект впервые вышел в регионы и с нуля запустился в Мурманске. К концу года Мурманск станет первым городом в России, в котором все магазины сети «Пятерочка» будут охвачены фудшерингом.

Целевая аудитория

Можно выделить несколько целевых аудиторий проекта:

  • Предприниматели: крупный, малый и средний бизнес (кафе, магазины, пекарни, отели, сервисы доставки и т. п. ), которые сталкиваются с проблемой нереализованных остатков и готовы передавать эту еду волонтерам проекта для дальнейшего распределения
  • Волонтеры – совершеннолетние люди, знакомые с правилами и принципами фудшеринга и прошедшие соответствующее обучение. Те, кто забирают и распределяют полученные продукты питания. Обычно это активные и общительные люди среднего возраста (40-45 лет)
  • Конечные получатели– те, кому волонтеры передают продукты питания из заведений – многодетные семьи, пенсионеры, малообеспеченные люди, люди в сложной жизненной ситуации и т. п.
Проблема или задача развития региона или России, решаемая проектом
  1. Снижает воздействие на окружающую среду. Проект уменьшает образование пищевых отходов, которые отравляют окружающую среду, являются источником неприятного запаха и делают неперерабатываемыми другие фракции. Вместе со снижением объема пищевых отходов пропорционально сокращаются выбросы парниковых газов
  2. Помогает рационально использовать продовольствие. Модель предполагает использование ресурсов, уже вовлеченных в экономику, и делает так, чтобы они не были потеряны
  3. Учит бизнес быть ответственным. У малых и средних предпринимателей появляется возможность организовать собственную ESG-программу наравне с крупными федеральными сетями
  4. Вовлекает местных жителей в решение экологических и социальных проблем. Благодаря проекту развивается волонтерское движение
  5. Развивает добрососедские отношения и создает локальные сообщества. Через «Фудшеринг» формируются устойчивые связи между жителями одного района
  6. Повышает уровень жизни людей, которые получают продукты. Они бесплатно получают значительную часть своего рациона через «Фудшеринг». В результате у них освобождаются средства для приобретения непродуктовых товаров и услуг
Реализуемый продукт или услуга, конкурентные преимущества
Каким образом достигается экономическая устойчивость, как целевая аудитория получает доступ к продуктам/услугам
Инновационная составляющая проекта, стадия готовности

Основываясь на решении экологических проблем, «Фудшеринг» обладает дополнительной социальной и экономической ценностью. Работа с «Фудшерингом» — это способ сократить образование пищевых отходов, сохранить ценность продуктов и, одновременно с этим, помочь социально незащищенным гражданам.

Проект работает в Москве с 2015 г. Это один из первых фудшеринг-сервисов в России. И первый сервис по спасению еды, который начал работать с федеральным ритейлом (в частности, с торговой сетью «ВкусВилл»). В 2021 г. проект стал полноценной некоммерческой организацией и получил необходимую юридическую и бухгалтерскую оболочку. Для проекта были разработаны типовые договоры с волонтерами, акты приема-передачи, договоры с отдающими организациями и т. п. Инновационность модели была отмечена премией Мэра «Новаторы Москвы» в 2021 г.

Реализуется ли проект по франшизе
нет

Ключевые показатели за период реализации проекта

Количество созданных рабочих мест за период реализации проекта (осуществления деятельности организации)
4
Количество благополучателей – потребителей продукта проекта за весь период реализации проекта (осуществления деятельности организации)
18500

Достигнутый социальный эффект за 2021 год

Прирост количества благополучателей – потребителей продукта проекта за последний календарный год
16700
Дополнительные показатели социального эффекта и описание достигнутого эффекта

За три года работы (2021-2024) АНО «Фудшеринг» спасла порядка 350 тонн еды, причем больше половины этого объема приходится на последний год работы. Сейчас проект работает в Москве, ближайшем Подмосковье и Мурманске:

  • 137 розничных точек обслуживается
  • 456 волонтеров регулярно участвуют, еще порядка 5,5 тыс. человек в базе проекта (познакомились с принципами фудшеринга и прошли тест на их знание)
  • 23 тонны продуктов спасается в месяц
  • на 68,8 тонн CO2-экв. сокращается углеродный след
  • около 11,6 тыс. человек регулярно получают бесплатную продуктовую помощь

Дальнейшее развитие проекта связано с передачей опыта в регионы, выход в новые города, а также с масштабированием с текущими и вовлечением новых партнеров из числа федеральных торговых сетей.

Кроме того, в ближайшем будущем мы планируем разрабатывать собственную IT-платформу, которая будет поддерживать и автоматизировать основные процессы фудшеринг-сервиса. Это позволит сделать проект масштабируемым на уровень всей страны без потери в управляемости, прозрачности и качестве процесса.

Экономический потенциал и устойчивость

Партнеры проекта

Весь проект строится на коллаборации с продовольственным бизнесом. Фудшеринг сотрудничает с крупными торговыми сетями, в частности, «ВкусВилл», «Пятерочка», «Перекресток». Кроме того, среди партнеров проекта — локальные пекарни, кафе, несетевые магазины у дома, отели, офисные центры и большой распределительный центр.

Совсем недавно АНО «Фудшеринг» совместно с девелопером А101 запустила проект по развитию фудшеринга на территории жилых комплексов застройщика. Проект предполагает вовлечение в процесс спасения еды локального малого и среднего бизнеса, а также местных жителей в качестве волонтеров и конечных получателей проекта.

Члены команды проекта

Александра Кумпан — исполнительный директор. Занимается общим руководством проекта, определяет стратегические и тактические цели, представляет проект в публичном поле

Ксения Тихонова — руководитель направления развития. Отвечает за внешние коммуникации проекта, включая ведение соцсетей, а также занимается спецпроектами и коллаборациями

Елизавета Колесник — координатор волонтеров в Мурманске

Анна Полевич - координатор волонтеров в Москве

Объем вложенных средств с начала реализации проекта

Дополнительные ресурсы, привлеченные для реализации проекта

Ключевой ресурс проекта — сама модель и волонтеры, которые помогают ее осуществлять.

Кроме того, в распоряжении фудшеринга:

юридическая и бухгалтерская оболочка процесса

партнерские связи и связи в экосообществе

база из 5,5 тыс. волонтеров

описанная методология работы и запуска в новом регионе

Взаимодействие с отраслевым региональным органом власти

Есть ли взаимодействие с отраслевым региональным органом власти
нет

Всероссийский конкурс проектов
в области социального
предпринимательства и социально
ориентированных некоммерческих организаций

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ