Всероссийский конкурс проектов
в области социального
предпринимательства и социально
ориентированных некоммерческих организаций
Равные возможности для развития и образования в инклюзивной среде — это доступное безбарьерное инклюзивное развивающее и образовательное пространство, где все дети, начиная от 1 года, вне зависимости от особенностей развития имеют равные возможности развития, образования, социализации и дружбы.
Практика реализуется с 2008 года по настоящее время путем организации совместных групп развития, дополнительного образования, спорта и творчества, где в малых группах (6-7 ребят) на 85% нормотипичных сверстников приходится 15% детей с особыми возможностями развития. Практика реализуется на 3х филиалах Комплексных детских центров «Мультизнайка!» в городе Астрахани. Ежегодно центр посещают более 600 детей, от 80 до 100 из них — дети с особыми возможностями развития (ЗПР,ЗРР,с. Дауна,ДЦП,РАС,СМА, дети инвалиды по зрению и слуху и многие другие) посещают центр на безвозмездной основе, либо со значительными льготами. Помимо системы адаптации и включения особенного малыша в нормотипичные группы, мы разработали систему наставничества педагогов в инклюзии, уже внедрили 30 инклюзивных программ дополнительного образования и постоянно разрабатываем новые, создали 3 волонтерских проекта помощи семьям с детьми с особыми возможностями развития. Мы работаем с детьми со всеми нозологиями, не разделяя детей на диагнозы. За 15 лет существования проекта более 6000 детей в возрасте от 1 до 12 лет получили качественные образовательные услуги по авторским инклюзивным программам дополнительного образования. Более 700 из них — дети с особыми возможностями развития полностью адаптировались в среде обычных сверстников, половина ребят полностью ликвидировали задержки развития к 7 годам и смогли успешно обучаться в обычных школах города; остальные ребята смогли обучаться по более сложным программам, изначально не предполагаемых для их нозологий.
Какого социального эффекта мы достигаем:
1. Дети с особыми возможностями развития быстрее социализируются, адаптируются к среде обычных сверстников, не будут изолированы от общества в целом.
2. В совместных группах при правильном психолого-педагогическом сопровождении особенные дети успешно осваивают программы дошкольной подготовки, частично или полностью ликвидируются задержки психического развития, что позволяет сформировать ситуацию успешности и положительное подкрепление при дальнейшем обучении в школе.
3.Кроме того, формируется правильное положительное, открытое отношение обычных сверстников и их родителей к семьям с детьми с особыми возможностями развития.
Благополучатели проекта — дети с особыми возможностями развития от 1 года до 12 лет. Но нам важна не только помощь особенным малышам, но и изменение всей системы с созданием программы на государственном уровне ранней социализации и развитие доступной системы инклюзивного дополнительного образования. Таким образом, целевая аудитория проекта – это и семьи с детьми, и педагоги, и государство – все, кто участвует в формирование безбарьерной среды с раннего детства.
В РФ ежегодно выявляется более 15% детей с ООП
Таким образом, проблемы, которые решает наш проект:
1. Социальная изоляция сначала в семье, а затем в среде сверстников с особенностями развития в специализированных группах ДОУ. Создали безбарьерную среду для развития.
2. Отсутствие комплексных учреждений дополнительного образования для детей раннего возраста, Мы открыли комплексный Центр дополнительного образования, раннего развития, спорта и коррекции – где все услуги оказываются в одном месте с удобной логистикой.
3. Отсутствие инклюзивных программ дополнительного образования для детей от 1 года до 12 лет. Мы разработали и внедрили такие программы в малых группах детей и продолжаем разрабатывать новые программы.
4. Родители особенных малышей боятся негативного отношения к ребенку. Мы проводим семинары и тренинги, консультации для родителей, в которых рассказываем о проекте и результатах уже выросших наших ребят.
5. Общество не принимает особенных малышей. Мы доказали, что совместное развитие полезно и особенным и нормотипичным малышам для формирования толерантного общества в будущем.
Инновационность заключается в осозанной инклюзии с раннего периода социализации, где дети попадая в социум начиная от одного года ( в большинстве случаев до выявления особенностей развития, постановки первых диагнозов) развиваются, адаптируются, осваивают учебные навыки в среде нормотипичных сверстников. Все услуги по раннему развитию, дополнительному образованию, спорту, социальной адаптации оказываются в малых группах 6-7 детей, где на 5 нормотипичных сверстников развиваются 1-2 особенных малыша).
Стадия готовности -успешная практика, эффективность еоторой доказана за 16 лет ее осуществлениятиражируемая с помощью обучения педагогов в инклюзии из различных регионов РФ.
За 15 лет развития проекта более 6000 детей в возрасте от 1 до 12 лет получили качественные образовательные услуги в естесственной инклюзивной среде по авторским инклюзивным программам дополнительного образования. Более 700 из них — дети с особыми возможностями развития полностью адаптировались в среде обычных сверстников, половина ребят полностью ликвидировали задержки развитияк 7 годам и смогли успешно обучаться в обычных школах города; остальные ребята смогли обучаться по более сложным программам, изначально не предполагаемых для их нозологий. Дети с особыми возможностями развития развивались и посещали услуги дополнительного образования на безвозмездной основе.
Только подумайте, более 300 детей за этот период смогли пойти в обычную школу и успешно обучаться в среде нормотипичных сверстников, еще столько же смогли выбрать более насыщенную программу обучения с частичным включением в классную жизнь своих сверстников именно благодаря ранней социализации и развитию и освоению навыков именно в среде нормотипичных сверстников, а не изолированно или в среде детей с похожими трудностями в развитии.
Практика легко масштабируема.
Министерство экономического развития Астраханской области Астраханский Центр «Мой бизнес» Центр инноваций социальной сферы Астраханской области- информационная, рекламная, юридическая поддержка Ассоциация социальных предпринимателей АО — информационная, юридическая поддержка Ресурсный Центр волонтеров АО — волонтеры Астрахани Фонд поддержки социальных проектов- информационная, акселерационная поддержка Платформа ДОБРО.РУ — информационная, образовательная, ресурсная поддержка.
Арсенова Юлия Евгеньевна — руководитель проекта, эксперт в сфере социального проектирования, ранней инклюзии, педагог, разработчик адаптивных и инклюзивных программ дополнительного образования, опыт работы 20 лет.
Рощина Екатерина Андреевна — тренер по художественной гимнастике, хореограф, опыт работы в сфере инклюзивного дополнительного образования более 15 лет, роль в проекте — подбор команды тренеров, тренерская работа, внештатный сотрудник.
Трудова Елена Евгеньевна — педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель, опыт работы более 25 лет, роль в проекте организация программ дополнительного образования по направлениям вокал и театр, штатный сотрудник.
Калиева Луиза Закировна -педагог дополнительного образования, стаж работы более 5 лет, штатный сотрудник, направления ритмика, адаптивный беби-фитнес.
Цой Татьяна Анатольевна — роль в проекте — руководитель центра адаптивного спорта,штатный сотрудник.
Арсенов Игорь Александрович, педагог психолог, специализация прикладной анализ поведения, опыт работы более 15 лет, штатный сотрудник, роль в проекте — организация адаптации и инклюзии в центре.
Волонтеры проекта — студенты АГУ и ученики старших классов МБОУ Гимназия 3, тьюторы для особенных малышей 30 человек.
Три помещения общей площадью 550 кв м для организации комплексных инклюзивных центров «МультиЗнайка».
Материально техническая база для реализации программ дополнительного образования.
12 квалифицированных педагогов, психологов, дефектологов для организации системы инклюзивного дополнительного образования 38 волонтеров образования, 29 тьюторов для реализации задач проекта
Материальные ресурсы на основе возвратного финансирования микрофинансовых организаций, собственных средств ИП
О центре регулярно рассказывают ТРК «Астрахань24», ТРК «Лотос»- региональные телеканалы Успехи проекта освещаются на телеграм каналах. ВК страницах ЦИСС АО, Министерства экономического развития АО, Ресурсного центра волонтеров АО, в Добро журнале. В 2021 году проект был включен в полнометражный фильм платформы РСВ о лучших социальных проектах в различных сферах в России disk.yandex.ru/i/6eCk5Cfq-gf7_Q a24.press/tv/shows/utrennee-shou-vsem-pod-yom-111/27-oktyabrya-2021-10729 a24.press/tv/shows/vechernyaya-astrahan/7-dekabrya-2021-21015 ; radiovolna.fm/news/astrahanskie-novosti/rinat-ayupov-podderzhal-proekt-dlya-detey-s-ovz-bezbarernaya-sreda-dlya-osobennykh-detey.html
Всероссийский конкурс проектов
в области социального
предпринимательства и социально
ориентированных некоммерческих организаций