Равные возможности для развития и образования в инклюзивной среде.

Территория реализации проекта

Федеральный округ
Южный
Субъект Федерации
Астраханская область
Город
Астрахань

Информация об организации

Название
КИЦРДОД «МультиЗНАЙКА!»
Год создания
2014
Руководитель
Арсенова Юлия Евгеньевна
Электронная почта

Информация об авторе

Автор
Арсенова Юлия Евгеньевна
Должность
Руководитель Комплексного инклюзивного центра развития, дополнительного образования, спорта и коррекции «МультиЗНАЙКА!»

Информация о проекте

Год начала реализации
2014
Номинация
Социальная проблема, решаемая проектом
Главная цель проекта — дать возможность ранней социализации и компенсации задержек и особенностей развития для каждого особенного ребенка сразу в среде обычных сверстников с раннего периода социализации начиная от 1 года, что дает возможность полной или частичной реабилитации в социальном и интеллектуальном плане детям с особыми возможностями развития.
Краткое описание

Равные возможности для развития и образования в инклюзивной среде — это доступное безбарьерное инклюзивное развивающее и образовательное пространство, где все дети, начиная от 1 года, вне зависимости от особенностей развития имеют равные возможности развития, образования, социализации и дружбы.

Практика реализуется с 2008 года по настоящее время путем организации совместных групп развития, дополнительного образования, спорта и творчества, где в малых группах (6-7 ребят) на 85% нормотипичных сверстников приходится 15% детей с особыми возможностями развития. Практика реализуется на 3х филиалах Комплексных детских центров «Мультизнайка!» в городе Астрахани. Ежегодно центр посещают более 600 детей, от 80 до 100 из них — дети с особыми возможностями развития (ЗПР,ЗРР,с. Дауна,ДЦП,РАС,СМА, дети инвалиды по зрению и слуху и многие другие) посещают центр на безвозмездной основе, либо со значительными льготами. Помимо системы адаптации и включения особенного малыша в нормотипичные группы, мы разработали систему наставничества педагогов в инклюзии, уже внедрили 30 инклюзивных программ дополнительного образования и постоянно разрабатываем новые, создали 3 волонтерских проекта помощи семьям с детьми с особыми возможностями развития. Мы работаем с детьми со всеми нозологиями, не разделяя детей на диагнозы. За 15 лет существования проекта более 6000 детей в возрасте от 1 до 12 лет получили качественные образовательные услуги по авторским инклюзивным программам дополнительного образования. Более 700 из них — дети с особыми возможностями развития полностью адаптировались в среде обычных сверстников, половина ребят полностью ликвидировали задержки развития к 7 годам и смогли успешно обучаться в обычных школах города; остальные ребята смогли обучаться по более сложным программам, изначально не предполагаемых для их нозологий.

Какого социального эффекта мы достигаем:

1. Дети с особыми возможностями развития быстрее социализируются, адаптируются к среде обычных сверстников, не будут изолированы от общества в целом.

2. В совместных группах при правильном психолого-педагогическом сопровождении особенные дети успешно осваивают программы дошкольной подготовки, частично или полностью ликвидируются задержки психического развития, что позволяет сформировать ситуацию успешности и положительное подкрепление при дальнейшем обучении в школе.

3.Кроме того, формируется правильное положительное, открытое отношение обычных сверстников и их родителей к семьям с детьми с особыми возможностями развития.

Целевая аудитория

Благополучатели проекта  — дети с особыми возможностями развития от 1 года до 12 лет. Но нам важна не только помощь особенным малышам, но и изменение всей системы с созданием программы на государственном уровне ранней социализации и развитие доступной системы инклюзивного дополнительного образования. Таким образом, целевая аудитория проекта – это и семьи с детьми, и педагоги, и государство – все, кто участвует в формирование безбарьерной среды с раннего детства.

Проблема или задача развития региона или России, решаемая проектом

В РФ ежегодно выявляется более 15% детей с ООП

Таким образом, проблемы, которые решает наш проект:

1.          Социальная изоляция сначала в семье, а затем в среде сверстников с особенностями развития в специализированных группах ДОУ. Создали безбарьерную среду для развития.

2.          Отсутствие комплексных учреждений дополнительного образования для детей раннего возраста, Мы открыли комплексный Центр дополнительного образования, раннего развития, спорта и коррекции – где все услуги оказываются в одном месте с удобной логистикой.

3.          Отсутствие инклюзивных программ дополнительного образования для детей от 1 года до 12 лет. Мы разработали и внедрили такие программы в малых группах детей и продолжаем разрабатывать новые программы.

4.          Родители особенных малышей боятся негативного отношения к ребенку. Мы проводим семинары и тренинги, консультации для родителей, в которых рассказываем о проекте и результатах уже выросших наших ребят.

5. Общество не принимает особенных малышей. Мы доказали, что совместное развитие полезно и особенным и нормотипичным малышам для формирования толерантного общества в будущем.

Реализуемый продукт или услуга, конкурентные преимущества
Каким образом достигается экономическая устойчивость, как целевая аудитория получает доступ к продуктам/услугам
Инновационная составляющая проекта, стадия готовности

Инновационность заключается в осозанной инклюзии с раннего периода социализации, где дети попадая в социум начиная от одного года ( в большинстве случаев до выявления особенностей развития, постановки первых диагнозов) развиваются, адаптируются, осваивают учебные навыки в среде нормотипичных сверстников. Все услуги по раннему развитию, дополнительному образованию, спорту, социальной адаптации оказываются в малых группах 6-7 детей, где на 5 нормотипичных сверстников развиваются 1-2 особенных малыша).

Стадия готовности -успешная практика, эффективность еоторой доказана за 16 лет ее осуществлениятиражируемая с помощью обучения педагогов в инклюзии из различных регионов РФ.

Реализуется ли проект по франшизе
нет

Ключевые показатели за период реализации проекта

Количество созданных рабочих мест за период реализации проекта (осуществления деятельности организации)
13
Количество благополучателей – потребителей продукта проекта за весь период реализации проекта (осуществления деятельности организации)
6000

Достигнутый социальный эффект за 2021 год

Прирост количества благополучателей – потребителей продукта проекта за последний календарный год
700
Дополнительные показатели социального эффекта и описание достигнутого эффекта

За 15 лет развития проекта более 6000 детей в возрасте от 1 до 12 лет получили качественные образовательные услуги в естесственной инклюзивной среде по авторским инклюзивным программам дополнительного образования. Более 700 из них — дети с особыми возможностями развития полностью адаптировались в среде обычных сверстников, половина ребят полностью ликвидировали задержки развитияк 7 годам и смогли успешно обучаться в обычных школах города; остальные ребята смогли обучаться по более сложным программам, изначально не предполагаемых для их нозологий. Дети с особыми возможностями развития развивались и посещали услуги дополнительного образования на безвозмездной основе.

Только подумайте, более 300 детей за этот период смогли пойти в обычную школу и успешно обучаться в среде нормотипичных сверстников, еще столько же смогли выбрать более насыщенную программу обучения с частичным включением в классную жизнь своих сверстников именно благодаря ранней социализации и развитию и освоению навыков именно в среде нормотипичных сверстников, а не изолированно или в среде детей с похожими трудностями в развитии.

Практика легко масштабируема. 

Экономический потенциал и устойчивость

Партнеры проекта

Министерство экономического развития Астраханской области Астраханский Центр «Мой бизнес» Центр инноваций социальной сферы Астраханской области- информационная, рекламная, юридическая поддержка Ассоциация социальных предпринимателей АО — информационная, юридическая поддержка Ресурсный Центр волонтеров АО — волонтеры Астрахани Фонд поддержки социальных проектов- информационная, акселерационная поддержка Платформа ДОБРО.РУ — информационная, образовательная, ресурсная поддержка.

Члены команды проекта

Арсенова Юлия Евгеньевна — руководитель проекта, эксперт в сфере социального проектирования, ранней инклюзии, педагог, разработчик адаптивных и инклюзивных программ дополнительного образования, опыт работы 20 лет.

Рощина Екатерина Андреевна — тренер по художественной гимнастике, хореограф, опыт работы в сфере инклюзивного дополнительного образования более 15 лет, роль в проекте — подбор команды тренеров, тренерская работа, внештатный сотрудник.

Трудова Елена Евгеньевна — педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель, опыт работы более 25 лет, роль в проекте организация программ дополнительного образования по направлениям вокал и театр, штатный сотрудник.

Калиева Луиза Закировна -педагог дополнительного образования, стаж работы более 5 лет, штатный сотрудник, направления ритмика, адаптивный беби-фитнес.

Цой Татьяна Анатольевна — роль в проекте — руководитель центра адаптивного спорта,штатный сотрудник.

Арсенов Игорь Александрович, педагог психолог, специализация прикладной анализ поведения, опыт работы более 15 лет, штатный сотрудник, роль в проекте — организация адаптации и инклюзии в центре.

Волонтеры проекта — студенты АГУ и ученики старших классов МБОУ Гимназия 3, тьюторы для особенных малышей 30 человек.

Объем вложенных средств с начала реализации проекта

Дополнительные ресурсы, привлеченные для реализации проекта

Три помещения общей площадью 550 кв м для организации комплексных инклюзивных центров «МультиЗнайка».

Материально техническая база для реализации программ дополнительного образования.

 12 квалифицированных педагогов, психологов, дефектологов для организации системы инклюзивного дополнительного образования 38 волонтеров образования, 29 тьюторов для реализации задач проекта

Материальные ресурсы на основе возвратного финансирования микрофинансовых организаций, собственных средств ИП

Ссылки

Сайт проекта
Социальные сети проекта
Публикации о проекте

О центре регулярно рассказывают ТРК «Астрахань24», ТРК «Лотос»- региональные телеканалы Успехи проекта освещаются на телеграм каналах. ВК страницах ЦИСС АО, Министерства экономического развития АО, Ресурсного центра волонтеров АО, в Добро журнале. В 2021 году проект был включен в полнометражный фильм платформы РСВ о лучших социальных проектах в различных сферах в России disk.yandex.ru/i/6eCk5Cfq-gf7_Q a24.press/tv/shows/utrennee-shou-vsem-pod-yom-111/27-oktyabrya-2021-10729 a24.press/tv/shows/vechernyaya-astrahan/7-dekabrya-2021-21015 ; radiovolna.fm/news/astrahanskie-novosti/rinat-ayupov-podderzhal-proekt-dlya-detey-s-ovz-bezbarernaya-sreda-dlya-osobennykh-detey.html

Презентация проекта
Дополнительные материалы

Взаимодействие с отраслевым региональным органом власти

Есть ли взаимодействие с отраслевым региональным органом власти
нет

Всероссийский конкурс проектов
в области социального
предпринимательства и социально
ориентированных некоммерческих организаций

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ