Профориентационная программа «ТехноЛаб»

Территория реализации проекта

Федеральный округ
Сибирский
Субъект Федерации
Томская область
Город
Томск

Информация об организации

Название
Общество с ограниченной ответственностью «Бравый страус»
Год создания
2008
Руководитель
Васильев Юрий Владимирович
Электронная почта

Информация об авторе

Автор
Васильев Юрий Владимирович
Должность
Директор

Информация о проекте

Год начала реализации
2023
Номинация
Социальная проблема, решаемая проектом
Проведение во всех 20 муниципалитетах Томской области актуальных профориентационных мероприятий для
школьников 1-11 классов, направленных на выстраивание трека «школа-вуз-профессия-компания» и содействие
самореализации подрастающего поколения в регионе. 
Краткое описание

Профориентационная программа «ТехноЛаб» — инициатива Школы цифровых технологий по вовлечению школьников 1-11 классов в научно-техническое творчество, создание условий для формирования их индивидуальных треков «школа-вуз-профессия-компания» в Томской области и популяризацию перспективных профессий. При поддержке Движения Первых в 2023 году мероприятия «ТехноЛаб» посетили более 7288 школьников, в 2024 году — 5257 школьников. https://technolab.space/

Проектная активность «ТехноЛаб» включает 4 формата взаимосвязанных профориентационных мероприятий:
1. В школах проходят профориентационные игры для 1-11 классов, которые всего за 2,5 часа знакомят ребят с технологическими
профессиями и образовательными программами вузов, направлениями работы технологических компаний.


2. Конкурс инженерных проектов для школьников 5-11 классов, проявляющих интерес к научно-техническому
творчеству, обучению инженерным и цифровым профессиям. На первом этапе Конкурса ребята подают идеи своих
инженерных проектов, которые хотят реализовать на благо муниципалитета, региона или страны. На втором этапе
Конкурcа для них проходит онлайн-акселератор, в рамках которого вместе с наставниками они повышают
цифровые компетенции, осваивают 3D-моделирование и прототипирование, готовят первые презентации своих
проектов (подробное описание концепции, описание продуктового результата проекта). По итогам работы в
онлайн-акселераторе эксперты конкурса определят 40 финалистов, которые участвуют в технологической
смене.


3. Технологическая смена включает серию познавательных и образовательных активностей — экскурсии,
лекции-тренинги, мастер-классы, консультации наставников и экспертов. Все активности технологической смены
направлены на глубокую проработку идей проектов ребят, а также формирование их представления о стадиях
развития реальных инженерных проектов и разработок в вузах и технологических компаниях. На смене ребята
дорабатывают свои презентации, составляют план развития проектов и создают прототипы в мобильном Фаблабе
Школы цифровых технологий. Также активно готовятся к презентации проектов перед экспертами на демо-дне в рамках Инженерного фестиваля.


4. Инженерный фестиваль «ТехноЛаба» — завершающее мероприятие профориентационной программы. В программе фестиваля предусмотрены: открытая защита проектов участниками техносмены на демо-дне с объявлением 5 победителей, бесплатные инженерные мастер-классы для томских школьников, на которых участники создают инженерные поделки, проходит лекторий.

Комплексный подход профориентационных мероприятий «ТехноЛаб» позволяет выявить и поддержать талантливых ребят из районов Томской области, интересующихся научно-техническим творчеством, показать им возможности построения образовательного трека на базе томских вузов и профессионального трека в инновационных компаниях региона.

Целевая аудитория

Целевая аудитория проекта — школьники, проживающие в 20 муниципальных образованиях Томской области.  

Среди этой категории ребят можно выделить несколько целевых групп, для которых проводятся мероприятия проектной активности:

1) учащиеся 1-5 классов, для которых не предусмотрены программы ранней профориентации, но они проявляют интерес к современным инженерным профессиям и цифровым технологиям

2) учащиеся 6-11 классов, испытывающие трудности в получении актуальной информации о востребованных профессиональных навыках и современных профессиях (чаще всего по причине территориальной удаленности у них нет возможности посещать вузы и участвовать в экскурсионных программах в г. Томске)

3) учащиеся 5-11 классов занимающиеся проектной деятельностью на базе специализированных образовательных центров («Точки роста», центры дополнительного образования и т. п. ), которые ищут возможности для самореализации, демонстрации своих талантов и получения обратной связи от экспертов и старших наставников

Проблема или задача развития региона или России, решаемая проектом
Профориентационная работа со школьниками необходима для формирования интереса к выбору будущей профессии, их мотивации к активной жизненной позиции через построение своей образовательной и профессиональной траекторий. Предлагаемые форматы активностей «ТехноЛаба» особенно востребованы в сельской местности (196 школ, 63,8% от общего числа школ Томской области), где ребята (особенно учащиеся начальной школы) не могут посещать предлагаемые профориентационные мероприятия вузов, ориентированные в основном только на 9-11 классы. В районах нет такого числа работодателей, занимающихся наукоемким бизнесом и создающих востребованных технологические разработки. Все это накладывает существенные ограничения на профессиональный выбор детей: у них ограничен кругозор, они не верят в собственные силы. В то же время новые технологии проникают в различные отрасли, и даже в сельской местности возрастает потребность в квалифицированных кадрах. Чем больше доступных форматов будет у ребят, тем больший эффект будет достигнут.  «ТехноЛаб» — первая ступень в системе профориентационной работы, которую выстраивает наше государство.
Реализуемый продукт или услуга, конкурентные преимущества
Каким образом достигается экономическая устойчивость, как целевая аудитория получает доступ к продуктам/услугам
Инновационная составляющая проекта, стадия готовности

ТехноЛаб синтезирует форматы образования и развлечения за счет внедрения игровых механик, активного вовлечения в проектную деятельность и формирования гибких навыков. Разработанные мероприятия прошли проверку и учитывают запрос детей на быстрое погружение и получение на каждом этапе осознанного результата. Профигра всего за 2,5 часа знакомит с передовыми технологиями и перспективными профессиями. Игровой подход повышает уровень восприятия и усвоения информации, побуждает задавать вопросы. Участники, набравшие наибольшее количество игровых баллов, получают памятные сувениры.

Для инженерного конкурса в 2024 году реализована двухступенчатая программа: сначала ребята формируют концепт, а уже потом вместе с наставниками на онлайн-акселераторе создают 3D-модель свой разработки, описывают технические характеристики. На технологической смене 40 финалистов работают с наставниками, чтобы представить свои проекты перед экспертами на демо-дне Инженерного фестиваля. Фестиваль является мероприятием для демонстрации результатов проектного роста, знакомства с инженерными профессиями через практико-ориентированные мастер-классы.

Реализуется ли проект по франшизе
нет

Ключевые показатели за период реализации проекта

Количество созданных рабочих мест за период реализации проекта (осуществления деятельности организации)
14
Количество благополучателей – потребителей продукта проекта за весь период реализации проекта (осуществления деятельности организации)
12545

Достигнутый социальный эффект за 2021 год

Прирост количества благополучателей – потребителей продукта проекта за последний календарный год
5257
Дополнительные показатели социального эффекта и описание достигнутого эффекта
Профориентационная программа ТехноЛаб предоставляет равные возможности как ученикам городских школ, так и сельских. Особенно стоит отметить работу с сегментом школьников с 1 по 5 класс, ввиду отсутствия для них массовых форматов и методик, вошедших в регулярную практику как на уровне региона, так на уровне государства. Программа дополняет знания, которые получает подрастающего поколение о своих возможностях профессионального становления как в школе, так и при самостоятельном изучении (просмотр контента в социальных сетях, личный пример родителей, и т. п. ). Совместная работа со школами, вузами и технологическими компаниями по реализации профориентационных форматов «ТехноЛаб» позволяет донести до школьников актуальную информацию об образовательных программах и востребованных профессиях. Формат ТехноЛаба может быть тиражирован в других регионах РФ за счет фандрайзинга — привлечения средств технологических компаний и региональных властей. 

Экономический потенциал и устойчивость

Партнеры проекта
Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи «Движение первых» — грантодатель (2023, 2024 г.)
Партнеры проекта — Администрация Томской области, университеты ТУСУР, ТПУ и ТГУ, инновационные компании — АО НПФ «Микран», «ТЭК», «ИХТЦ», «Тесарт», «Сибэдж», «Оригма» и «Универсальные Терминал Системы».
 
Члены команды проекта
  1. Васильев Юрий Владимирович, руководитель проекта 
    создатель сети ЦМИТ «Школа цифровых технологий» (32 центра в РФ и РБ), эксперт Фонда содействия инновациям и Минэкономразвития по развитию НТТМ. Окончил Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники. Десять лет руководил ИТ-отделом ТУСУР. С 2013 года является популяризатором НТТМ среди детей и молодежи. С 2016 года является исполнительным директором всероссийской Ассоциации ЦМИТ РФ. Консультирует региональные команды по запуску ЦМИТов и кружков НТТМ. Организатор региональных и межрегиональных мероприятий — кубок «Технолаб», инженерные квесты и др. (география — Томск, Ханты-Мансийск, Самара, Якутск и др.). Организатор регионального этапа ШУСТРИК в Томской обл., а также бизнес-игры «Школьный акселератор», через которую прошло более 5000 школьников. В 2023 организовал проведение «Профориентационный научно-технический выставка-конкурс
    ТехноЛаб» при поддержке Движения первых.
  2. Титков Антон Вячеславович, куратор онлайн-акселератора и ментор
    К. т. н., серийный технологический предприниматель. В ШЦТ развивает стратегические партнёрства с институтами развития и запускает программы по школьномутехнологическому предпринимательству и проекты по профориентации. Опыт работы в качестве руководителя Студенческого бизнес инкубатора, стартап-проектов, спикера бизнес-мероприятий (в т. ч. для детей и молодёжи) и эксперта инновационных конкурсов.
  3. Кочкурова Дарья Алексеевна, старший наставник на мероприятиях, организатор технологической смены и инженерного фестиваля. Более 6 лет организует мероприятия по популяризации НТТМ и инженерных профессий в школах Томска и Томской области, является наставником инженерных кружков ШЦТ.
  4. Лазаренко Сергей Максимовичразработчик методических материалов,
    Организатор Конкурса инженерных проектов. Более 6 лет занимается разработкой мероприятий ШЦТ (инженерные
    соревнования, мастер-классы и т. п. ), является наставником инженерных кружков и тематических каникулярных
    программ ШЦТ. Обладает компетенциями по разработке новых интерактивных форматов для популяризации
    НТТМ среди детей и молодёжи.

Объем вложенных средств с начала реализации проекта

Дополнительные ресурсы, привлеченные для реализации проекта

1. Движения Первых: грант в форме субсидии в целях организации и проведения проектных активностей (конкурсов, фестивалей, слетов и иных мероприятий) направленных на воспитание, развитие и самореализацию детей и молодежи, организацию досуга детей и молодежи
2023 г.: 11 386 843, 25 руб.
2024 г.: 11 396 000 руб.
https://xn — 80af5akm8c.xn — 90acagbhgpca7c8c7f.xn — p1ai/documents

2. Собственные ресурсы организации (материально-техническая база, методические материалы)
2023 г.: 1 128 500 руб.
2024 г.: 1 295 000 руб.

3. Привлеченные средства
2023 г.: 295 500 руб.
2024 г.: 840 000 руб.

Ссылки

Сайт проекта
Презентация проекта
Дополнительные материалы
vk.com/video-222113049_456239031 видеоролик о реализации проекта в 2023 году disk.yandex.ru/d/MmgfjTRtApV1Ag презентация итогов 2023 года

Взаимодействие с отраслевым региональным органом власти

Есть ли взаимодействие с отраслевым региональным органом власти
нет

Всероссийский конкурс проектов
в области социального
предпринимательства и социально
ориентированных некоммерческих организаций

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ