Всероссийский конкурс проектов
в области социального
предпринимательства и социально
ориентированных некоммерческих организаций
Создание системы организации поддержки и сопровождения семей с особыми детьми (маршрутизация, инструментарий, партнерство родительского сообщества и специализированных организаций) и внедрение в Республике Бурятия й модели сопровождения детей с особенностями развития в возрасте от 2 до 6 лет.
Краткое описание проекта «Аватар» — модель сопровождения детей с особенностями развития» «Мой добрый стартап»
Статистика ДЦП в России демонстрируют повышенный процент особенных детей: На 1000 новорожденных – 6-8 детей с нарушениями центральной нервной системы (в т. ч. ДЦП);
2/3 всех инвалидов по России – дети, имеющие расстройства нервной системы и психики.
По данным ФПСС в Республике Бурятия на январь 2023 года было зарегистрировано 6 213 «особенных» детей, а с диагнозом ДЦП порядка 800 детей.
Для детей, имеющих расстройства нервной системы и психики, необходимо создавать особые условия для реабилитации и абилитации.
Проект направлен на создание системы в организации поддержки и сопровождения семей с особыми детьми (маршрутизация, инструментарий, партнерство родительского сообщества и специализированных организаций) и внедрение в деятельность модели сопровождения детей с особенностями развития в возрасте от 2 до 6 лет. Проект реализуется в несколько этапов: I. Подготовительный этап проекта включает в себя: — организацию взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ целевой возрастной группы; — укрепление материальной базы: закуп оборудования для занятий АФК; — организацию информационного сопровождения проекта: заключение договоров со СМИ региона, создание страницы проекта в социальных сетях, рекламу. II. Основной этап включает в себя: Внедрение модели сопровождения детей с ОВЗ. На основании заключений и рекомендаций врачей и специалистов разрабатывается индивидуальный маршрут семьи, проводится координация деятельности акторов сопровождения, деятельность междисциплинарной бригады, проводится индивидуальный подбор сенсорно- коммуникативных методик и материалов. Маршрут начинается с первичного приема родителей и ребенка специалистами: педагогами, психологами, специалистами сенсорной интеграции, адаптивной физкультуры и т. д. Родители приходят на прием с медицинской картой ребенка, в которой отражены рекомендации врачей, а также имеются результаты ЭЭГ – для рекомендаций каких-либо занятий необходимо учитывать наличие эпи-готовности головного мозга ребенка. Далее проводится реабилитационный семейный интенсив – необходим для психологической помощи родителям и осознанной работы с ребенком. Организация дневной полустационарной реабилитационной деятельности и досуговой занятости детей целевой группы: ребенок вместе с родителями посещает занятия специалистов, выполняет домашние задания вместе с родителями, участвует в мероприятиях, направленных на улучшение коммуникативных способностей. Немалую роль играет ведение Дневника наблюдений, в котором родители отмечают даже самые малые успехи ребенка. Также в модели большое внимание уделено организации реабилитации на дому: создание развивающей среды в домашних условиях. III. Заключительный этап включает в себя: — анализ полученных результатов, подготовка и написание отчетов.
• Дети от 2 до 6 лет с особенностями развития
• Семьи детей с особенностями развития
Путем собеседований, опросов и интервью, а также опираясь на опыт федеральных фондов и родительских сообществ, выявлены проблемы ранней диагностики заболеваний, недостаточной информированности о методиках лечения и реабилитации, в том числе на ранней стадии и для младших возрастных групп, недоверие к квалификации местных специалистов, что зачастую связано с ментальностью и подозрительностью родителей, находящихся в стрессовом состоянии и поиске лучшего из хорошего. Одним из существенных недостатков центров развития детей родители считают ограниченный набор услуг, из-за чего приходится возить ребенка с ОВЗ по разным центрам, что утомляет ребенка и отнимает много времени. Недостаточны доступность, эффективность, качество реабилитационных и абилитационных услуг детям с особыми потребностями, комплексный подход к решению проблем семей, воспитывающих детей с особыми потребностями — эти проблемы стали задачами для достижения результатов проекта.
Инновационность проекта выражается в принципе педагогического подхода к ребенку с особенностями развития: модель «Аватар» в основе содержит принцип работы «от возможностей ребенка», т. е. от того, что ребенок умеет делать здесь и сейчас, а не от того, что он ДОЛЖЕН уметь делать в этом возрасте. Изучив медицинские документы ребенка, обсудив с родителями его домашний режим, заболевания, сопутствующие или имеющие вдияние на самочувствие, специалисты выстраивают индивидуальный маршрут реабилитации и абилитации, шаг за шагом, в том ритме и с той скоростью, которая под силу ребенку, обучая его новым навыкам, знаниям, открывая и закрепляя их методично и при обязательном домашнем выполнении заданий.
Разработка готова к внедрению в практику.
Основным источником финансовых поступлений являются оплата за занятия, спонсорская и благотворительная помощь, а также в будущем компенсация затрат поставщику госуслуг через Министерство социальной защиты населения РБ.
Экономическая устойчивость обусловлена постоянным ростом числа нуждающихся в услугах ООО «Саруул», современная материальная база и постоянное расширение предлагаемых услуг.
Антонова Екатерина Владимировна, педагог-психолог, методист
Борисова Марина Сергеевна, педагог-психолог, специалист Монтессори-педагогики, сенсорной интеграции
Шагдарова Нина Цыреновна, логопед-дефектолог
Дондукова Юлия Александровна, методист, специалист по работе с детьми с Синдромом Дауна
Цыбикдоржиева Антонина Цыренбаловна, специалист по адаптивной физкультуре
Зайцев Денис Васильевич, специалист по сенсорной интеграции
Дымбрылова Людмила Самбуевна, специалист по развитию речи, чтения, подготовки к школе
Ресурсы материальные:
1. оборудованные помещения: раннего развития детей с набором оборудования для Монтессори-среды (зоны письма, счета, развития речи, упражнения практической жизни) — 50 м2; логопеда — 2 кабинета общей площадью 30м2; зал сенсорной интеграции 100м2, оборрудованный скалодромом, подвесными модулями, тренажерами, темной сенсорной комнатой, танцевальной зоной; кабинет адаптивной физкультуры 40м2 с оборудованием для мозжечковой миостимуляции; методической библиотекой, ПК, МФУ, интернет.
2. нематериальные ресурсы: подготовленные специалисты; информационная поддержка СМИ региона, телеграмканал «Аватар — центр развития детей»
Всероссийский конкурс проектов
в области социального
предпринимательства и социально
ориентированных некоммерческих организаций