Калачинск туристический или как малые города становятся большими

Территория реализации проекта

Федеральный округ
Сибирский
Субъект Федерации
Омская область
Город
Калачинск Омская область

Информация об организации

Название
Ресурсный центр сопровождения деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций Калачинского муниципального района Омской области на базе КМОО «Центр по сохранению и развитию традиционной культуры „Радовесть“»
Год создания
2016
Руководитель
Мезенцева Валентина Григорьевна
Электронная почта

Информация об авторе

Автор
Маглова Светлана Викторовна
Должность
Руководитель Ресурсного центра сопровождения деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций Калачинского муниципального района Омской области на базе КМОО «Центр по сохранению и развитию традиционной культуры „Радовесть“»

Информация о проекте

Год начала реализации
2020
Номинация
Социальная проблема, решаемая проектом

Цель: Системное развитие партнерских отношений, коллабораций бизнес структур и НКО в целях создания качественных, конкурентноспособных турпродуктов, развитие туристической дестинации, как ресурса развития города Калачинска и в целом внутреннего туризма Омской области.

Задачи:

Разработать конкурентноспособные турмаршруты, которые увеличат приток туристов.

Привести в привлекательное состояние исторические памятники и территории города.

Разработать брендбук территории Калачинска.

Создать и выпустить путеводитель по Калачинску с указанием гостиниц, пунктов общественного питания, культурного досуга, номеров такси.

Организовать новые событийные мероприятия для привлечения внешних туристов.

Краткое описание

Учитывая специфику создания Калачинского ресурсного центра, а создан он на инициативной основе на базе КМОО Центр Радовесть, которая занимается сохранением и развитием народной культуры и традиций, мы имеем свою уникальную отличительную черту. Наш ресурсный центр стал Центром компетенций развития внутреннего туризма на территории Калачинского муниципального района. Понимая, что интеграция с бизнесом является ресурсом роста туристической привлекательности города, Ресурсный центр выстраивает партнерские отношения с представителями бизнес-структур гостиничного, общественного питания направления, логистики, изготовления сувенирной продукции, общественными организациями, волонтерами.

Инициативная практика «Калачинск туристический или как малые города становятся большими» направлена на выстраивание системных и эффективных партнерских отношений между бизнесом и НКО в сфере развития внутреннего туризма, сохранения исторического культурного наследия и развития туристической дестинации Калачинска. Это цикл уникальных, доступных по цене и логистике экскурсий, направленных на развитие внутреннего туризма в Калачинском районе Омской области, в том числе социального, где имеет свой интерес и гостиничный бизнес, и общественного питания, и сувенирной направленности.

Специалисты по развитию туризма постоянно обучаются и участвуют в профессиональных конкурсах. Командой проекта, опираясь на исторические факты, проведено легендирование территории. Калачинск на данный момент позиционируется, как столица сибирского калача, в конце каждого маршрута гости получают гостинец — «Калачик в дорогу» в фирменной упаковке. В городе ежегодно в третью субботу августа проводится Фестиваль Калача и в этот день город вырастает в разы от количества внешних туристов. Калачинский калач является неофициальным символом города. Символический калач находится и на гербе г. Калачинска. Для небольшого города значительно выросло число частных предпринимателей, занимающихся выпечкой разнообразных калачей.

Разработаны брендовые туристические маршруты, некоторые из них высоко оценены. Турмаршрут «Сибирское приключение Ширванского полка» в 2021 году был признан лучшим среди муниципальных районов Омской области. В 2022 году активный маршрут «Лето.Калачинск.СПЛАВ!» получил 2 место в региональном конкурсе «Лучший турмаршрут среди муниципальных образований Омской области». В июле 2024 года этот же маршрут стал Номинантом первой Всероссийской премии в области молодежного туризма «Больше, чем путешествие» в номинации «Больше, чем тур: Спортивный».

Экскурсионный маршрут «Знакомьтесь – Калачинск!» в 2024 году становится полуфиналистом второго сезона Всероссийского конкурса «Проводники смыслов» во Владивостоке и 8-11 декабря 2024 года будет защищаться в финале конкурса в управленческой мастерской «Сенеж». Эти неплохие результаты говорят о растущем профессионализме специалистов и о выборе верного направления развития внутреннего туризма, который предусматривает вовлечение в этот процесс структуры бизнеса, общественные организации и органы местного самоуправления. За годы реализации практики постепенно улучшается аттрактивность (привлекательность) туристических ресурсов города: идет ремонт исторических памятников, музеев, природных достопримечательностей, общественных пространств. Создаются новые яркие, интересные события Event для закрепления положительного имиджа территории.

В ходе реализации инициативной практики из года в год увеличивается количество туристов, посещающих Калачинск, растет количество средств коллективного размещения, общественного питания, логистики, повышается качество предоставляемых услуг в сфере туризма, а это уже осознанное развитие туристической дестинации.

Сегодня город с численностью проживающих 19200 человек может разместить туристов в 5 гостиницах и ни одна их них не испытывает простоя. Места общественного питания постепенно переходят на локальную кухню, качество еды и цена, интерьер и доброжелательность сотрудников всегда получают высокие оценки туристов и гостей города. 

В результате совместной работы возникла идея создания туристско-информационного пункта, который был открыт в 2022 году ТИП «ВизитКалачинск». Он расположен в центре города, в старинном купеческом доме 1905 года постройки. ТИП «ВизитКалачинск» занят продвижением туристических продуктов, информационным обслуживанием жителей и гостей города, выпуском и распространением полиграфической продукции, которая в том числе рекомендует гостиницы, места питания и подбирает экскурсионные маршруты.

В положительной реализации инициативы важную роль играет уникальное местоположение. Транссибирская железнодорожная магистраль, проходит через Калачинск. Регулярно курсируют пассажирские электропоезда от Омска до станции Татарская и обратно, некоторые поезда дальнего следования. Калачинск имеет площадь двух вокзалов — железнодорожного, который стал триггером развития, а также автовокзала. В 2018 году накануне 225-летия города была обустроена большая территория по программе «Формирование комфортной городской среды».

Федеральная автомобильная дорога Р254 «Иртыш». Дорога на всем протяжении имеет асфальтобетонное покрытие с шириной проезжей части 7-8 м. Автомобильные дороги регионального значения и в самом городе в основном имеют твёрдое асфальтное покрытие. В пределах города Калачинска имеется современные станции технического обслуживания и заправочные станции. Организована городская перевозка пассажиров. Развита служба такси, как междугородняя, так и по городу, и району.

Город имеет в шаговой доступности тихую спокойную р. Омь. В центре города расположено озеро Калач, самое большое пойменное озеро Калачинского района.

В рамках инициативной программы идут постоянные коллоборации общественного сектора с бизнес — структурами в поиске и развитии мерча, сувениров, брендирования локальной продукции, меню в кафе и ресторанах, экскурсионных маршрутов, оформлении городских пространств.

Целевая аудитория

Жители и гости города Калачинска и Калачинского района.

Внешние туристы из других муниципальных районов Омской области и города Омска, а также со всех регионов нашей страны в рамках организованных групп.

Проблема или задача развития региона или России, решаемая проектом

В 2018 году внутренний туризм на территории Омского региона в целом находился в зачаточном состоянии, а на территории Калачинска его не было от слова «совсем». Из года в год маленькими шажками мы двигались к решению этой проблемы. Пришло осознание, что в одиночку создать качественный турпродукт практически невозможно и постепенно в эту тему мы стали заводить бизнес структуры, имеющие отношения так или иначе к туризму, экскурсионным маршрутам.

Практика «Калачинск туристический или как малые города становятся большими» закрывает:

востребованность у жителей познания культуры и истории региона, его малых городов и поселков, посещения и изучения культурных, исторических памятников, музеев и других объектов культурного наследия;

запрос туриндустрии на уникальные, интересные по содержанию и форме, доступные по логистике маршруты для продвижения внутреннего туризма в отдельной территории и в целом в стране;

осознанное понимание СО НКО, бизнес структур важности внутреннего туризма в социально-экономическом развитии территории и положительном влиянии на результаты бизнеса и социальных изменений.

Реализуемый продукт или услуга, конкурентные преимущества
Каким образом достигается экономическая устойчивость, как целевая аудитория получает доступ к продуктам/услугам
Инновационная составляющая проекта, стадия готовности

В маршрутах выходного дня, кроме учреждений, задействованы в том числе бизнес общественного питания, гостиничный бизнес, структуры транспорта Омск-Пригород, активные и творческие жители города, которые проводят различные мастер – классы, а некоторые на своих подворьях проводят экскурсии. Маршрут выходного дня «Калачинск.Альпийские козы, сыры и Пана кота» предполагает посещение частной козьей минифермы.

Гостиничный бизнес повысил уровень комфорта проживания, бизнес общественного питания использует в меню локальную кухню из местных продуктов, стал разнообразнее ассортимент индивидуальных предпринимателей по выпечке калачей. Расширился событийный календарь города, а уровень проведения мероприятий, которые посещают туристы значительно вырос качественно.

 Этнофестиваль «Сибирское лето» на острове озера Калач привлек немало туристов и тоже становится традиционным, ежегодным.

Для продвижения маршрутов создана группа в ВК "ВизитКалачинск. Используются новые рынки сбыта туристических услуг.

Внутренний туризм как ресурс развития города. Создание рабочих мест за счет создания новых ИП, имеющих косвенное отношение к туризму.

Реализуется ли проект по франшизе
нет

Ключевые показатели за период реализации проекта

Количество созданных рабочих мест за период реализации проекта (осуществления деятельности организации)
8
Количество благополучателей – потребителей продукта проекта за весь период реализации проекта (осуществления деятельности организации)
15000

Достигнутый социальный эффект за 2021 год

Прирост количества благополучателей – потребителей продукта проекта за последний календарный год
15000
Дополнительные показатели социального эффекта и описание достигнутого эффекта

.

Развитие внутреннего туризма повлекло за собой благоустройство общественных территорий – привокзальная площадь, сквер образования, центральная площадь, центральная улица Ленина, городской парк на острове озера Калач, ул. П. Ильичева (ранее Купеческая), ул. Калачинская (Романовская) и т. д.

Созданы новые рабочие места — гостиничный бизнес ИП Гречухова Е. Н. открыла новую гостиницу, а это дополнительные рабочие места для жителей.

Открылась пекарня «Калачи из печи» ИП Жидкова А. С., а это тоже новые рабочие места.

Город заметно становится комфортнее и привлекательнее и это отмечают внешние туристы.

Вовлечение местных жителей в создание новых экскурсий.

Узнаваемость Калачинска, как территории развития туризма на всех региональных площадках и даже на всероссийских. МАСШТАБИРОВАНИЕ:

Расширение географии проекта на сельские поселения Калачинского муниципального района Омской области.

Развитие проекта в направлении установки туристической навигации в городе.

Развитие внешнего и внутреннего маркетинга для привлечения инвестиций в развитие туризма.

Экономический потенциал и устойчивость

Партнеры проекта

Внутренний туризм требует объединения усилий бизнеса, некоммерческих организаций, активных граждан, органов местного самоуправления и государства. При выпадении одного из сторон (аккторов) этого процесса малым городам России не получится развить туристическую дестинацию. Данная практика имеет большой экономический потенциал и устойчивость, так как в данном случае все стороны получают свои плюсы.

НАШИ ПАРТНЕРЫ:

Гречухова Елена Николавевна, индивидуальный предприниматель, владелец гостиниц;

Личман Наталья Михайловна, индивидуальный предприниматель, владелец столовой «Русь»;

Адушкина Наталья Викторовна, индивидуальный предприниматель, владелец кафе «Тертый Калач»;

Гасенко Елена Викторовна, индивидуальный предприниматель, сувенирная продукция;

Туроператор «Колесо путешествий 55» г. Омск;

Туроператор Интур — Омск;

Областной Дом ветеранов и серебряных волонтеров;

Областной туристско — информационный Центр г. Омск;

Компания Омск — Пригород;

Учреждения культуры г. Калачинска и районная газета «Сибиряк».

Члены команды проекта

Маглова Светлана Викторовна, руководитель и идейный вдохновитель практики.

Мезенцева Валентина Григорьевна, руководитель КМ ООО Центр «Радовесть» организатор активностей в рамках экскурсионных маршрутов.

Басова Юлия Валерьевна, председатель Комитета по культуре и искусству Администрации Калачинского муниципального района Омской области, координатор всех активностей в рамках практики.

Гречухова Елена Николаевна, индивидуальный предприниматель, владелец гостиниц, участник практики.

Личман Наталья Михайловна, индивидуальный предприниматель, владелец столовой "Русь», участник практики.

Адушкина Наталья Викторовна, индивидуальный предприниматель, владелец кафе "Тертый Калач», участник практики.

Бойченко Ирина Алексеевна, младший научный сотрудник МБУ Калачинский музей, работа с исторической информацией для составления турмаршрутов.

Курико Лариса Васильевна, методист музея, продвижение и освещение практики.

Объем вложенных средств с начала реализации проекта

Дополнительные ресурсы, привлеченные для реализации проекта

Инициатива реализуется за счет грантовых средств из различных фондов, в основном это Фонд Президентских грантов, Фонд культурных инициатив, региональные и местные субсидии, также средства малого бизнеса, местного бюджета.

Ремонт исторических памятников, старинного купеческого дома, городского парка на острове озера Калач, общественных городских пространств за счет различных федеральных программ.

 За время реализации практики привлечено более 10 миллионов рублей через различные гранты.

Взаимодействие с отраслевым региональным органом власти

Есть ли взаимодействие с отраслевым региональным органом власти
нет

Всероссийский конкурс проектов
в области социального
предпринимательства и социально
ориентированных некоммерческих организаций

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ