Подготовка к школе детей с ОВЗ

Территория реализации проекта

Федеральный округ
Приволжский
Субъект Федерации
Чувашская Республика
Город
Чебоксары

Информация об организации

Название
Центр коррекции и развития «Я могу»
Год создания
2022
Руководитель
Елена Александровна Степанова
Электронная почта

Информация об авторе

Автор
Елена Александровна Степанова
Должность
руководитель

Информация о проекте

Год начала реализации
2022
Номинация
Социальная проблема, решаемая проектом

ЦЕЛЬ: Подготовить детей с ОВЗ 4-8 лет (имеющими нарушение речи и слуха) к школьному обучению, создание оптимальных условий для их психического и речевого развития.

Для достижения данной цели в рамках проекта планируется решить следующие задачи:

  • Создать условия для формирования привычки и устойчивого интереса к систематическим занятиям как на занятиях, так и в домашних условиях.
  • Создать адаптированную программу обучения для успешной коррекции речевого развития, а также развития образного и словесно-логического мышления детей с ОВЗ, профилактируя возможные отставания в развитии детей в период школьного обучения.
  • Создать равноправное общение между здоровыми детьми и детьми с ОВЗ.
  • Создание комфортных условий для родителей детей с ОВЗ для дальнейшего вовлечения детей в образовательный процесс и дальнейшую интеграцию в общество, организовать помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута.
Краткое описание

Согласно последним данным, собранным в 2023 году, в России проживает около 1 миллиона детей с ОВЗ.

Распределение ОВЗ среди детей можно описать следующим образом:

1. Нарушения речи — 40% детей с ОВЗ имеют различные нарушения речи, такие как дислалия, дизартрия или заикание.

2. Зрение и слух — 30% детей с ОВЗ имеют проблемы со зрением или слухом.

В Чувашской Республике в настоящее время проживает более 16,8 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 4440 детей-инвалидов.

Эти данные свидетельствуют о значительной численности детей, нуждающихся в особой коррекционной помощи.

Нарушения речи являются самой распространенным нарушением среди детей с ОВЗ. Эти дети испытывают затруднения в произношении звуков, грамматическом оформлении мыслей, коммуникации с окружающими. Кроме того, при значительном отставании в речевом развитии возникает вторичное отставание в психическом развитии. Подходящая логопедическая коррекция и специальные методы обучения могут помочь им преодолеть эти проблемы и развить навыки коммуникации, а также минимизировать вторичные отставания в развитии. 

У детей с нарушениями слуха различного генеза вторично нарушается речевое развитие, а в следствии этого и психическое развитие, что может затруднять их обучение и привести к социальной изоляции. Специальные программы обучения и ранняя реабилитация могут помочь детям справиться с этими проблемами и улучшить их качество жизни.

Специализированная образовательная и реабилитационная поддержка, ранняя реабилитация, а также создание инклюзивной среды в обществе могут помочь этим детям в их личностном и социальном росте.

Одной из основных проблем, с которыми сталкиваются дети с ОВЗ, является доступность качественного образования. Многие из них нуждаются в индивидуальном подходе к обучению, специальных программ и методиках. Инклюзивное образование играет важную роль в создании равных возможностей для всех детей и их успешной социализации.

Важно также обратить внимание на поддержку семей детей с ОВЗ. Родители этих детей часто сталкиваются с большими психологическими и образовательными трудностями. Родители нуждаются в компетентном сопровождении педагогов, обучающих их настроить коррекционный процесс, а также психологов.

Реализация проекта по подготовке к школе детей с ОВЗ будет способствовать полноценному развитию детей имеющим ОВЗ, их успешной социализации и адаптации в школе, а также обеспечит поддержку семей имеющих детей с ОВЗ.

Проект по ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ осуществляется в рамках центра «Я МОГУ», расположенного по адресу: г. Чебоксары, ул. Хевешская, дом 34 А, офис 513-514.

В настоящее время центр оказывает следующие услуги:

  • Услуги логопеда (занятия с детьми, имеющими нарушение речи): запуск речи, дислалия, дизартрия, ринолалия, дисграфия, дислексия, дизорфография, алалия).
  •  Услуга сурдопедагога (занятия с детьми, имеющими нарушения слуха со слуховыми аппаратами, кохлераными импланатми, до слухопротезирования и в период уточнения диагноза).
  • Комплексаная диагностика речи и психического развития.
  • Консультация родителей. 
  • Подготовка к школе детей с ОВЗ, имеющими нарушение слуха и нарушениями слуха.

Основной целью реализации проекта ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ с ОВЗ является создание оптимальных условий для психического и речевого развития детей с ОВЗ 4-8 лет, взаимодействия и равноправного общения между здоровыми детьми и детьми с ОВЗ, а также поддержка и консультирование семей, имеющих детей с ОВЗ, помощь в подборе образовательного маршрута.

Для достижения данной цели в рамках проекта планируется решить следующие задачи:

  • Создать условия для формирования привычки и устойчивого интереса к систематическим занятиям.
  • Создать условия для успешной коррекции речевого развития, а также развитие образного и словесно-логического мышления детей с ОВЗ для успешной социально-личностной адаптации ребёнка в школе и самореализации его в обществе.
  • Создание комфортных условий для родителей детей с ОВЗ для дальнейшего вовлечения детей в образовательный процесс и дальнейшую интеграцию в общество.

    Потенциальными потребителями услуги подготовка детей к школе являются родители детей от 4 до 8 лет, имеющих различные нарушения развития, в том числе речевые нарушения, а также других видов патологий, связанных с психическим, физическим развитием и обучением.

    Потенциальные конкуренты. Потенциальными конкурентами являются детские центры, оказывающие похожие услуги. По данным ресурса Яндекс.услуги в г. Чебоксары такие услуги оказывают более 20 организаций. Однако исследование показало, что сочетание тех специалистов, которые присутствуют в центре «Я могу» во многих организациях отсутствует.

     

    Целевая аудитория

    Потенциальными потребителями услуги являются родители и дети от 4 до 8 лет, имеющих различные нарушения развития, в том числе речевые нарушения, а также других видов патологий, связанных с психическим, физическим развитием и обучением.

    Проблема или задача развития региона или России, решаемая проектом

    В Чувашской Республике в настоящее время проживает более 16,8 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 4440 детей-инвалидов. Эти данные свидетельствуют о значительной численности детей, нуждающихся в особой коррекционной помощи.

    Дети, имеющие нарушение слуха и речи  испытывают затруднения в произношении звуков, грамматическом оформлении мыслей, коммуникации с окружающими. Кроме того, при значительном отставании в речевом развитии возникает вторичное отставание в психическом развитии. Подходящая логопедическая или дефектологическая коррекция и специальные методы обучения могут помочь им преодолеть эти проблемы и развить навыки коммуникации, а также минимизировать вторичные отставания в развитии. В дальнейшем эти дети способны адаптироваться и обучаться в массовой школе.

    Реализуемый продукт или услуга, конкурентные преимущества
    Каким образом достигается экономическая устойчивость, как целевая аудитория получает доступ к продуктам/услугам
    Инновационная составляющая проекта, стадия готовности

    Данный проект успешно реализуется в центре «Я МОГУ» с 2022 года. За данный период 72 ребенка прошли курс по ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ. Более 70 % детей продолжают обучение в массовой школе по общеобразовательной программе. 

    25% детей обучаются по адаптированной программе в массовых школах. 5% продолжают обучение в специализированных образовательных учреждениях. 

    В настоящее время также проходят реабилитационные занятия 24 ребенка от 4 до 8 лет по программе «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ»

    Реализуется ли проект по франшизе
    нет

    Ключевые показатели за период реализации проекта

    Количество созданных рабочих мест за период реализации проекта (осуществления деятельности организации)
    3
    Количество благополучателей – потребителей продукта проекта за весь период реализации проекта (осуществления деятельности организации)
    96

    Достигнутый социальный эффект за 2021 год

    Прирост количества благополучателей – потребителей продукта проекта за последний календарный год
    28
    Дополнительные показатели социального эффекта и описание достигнутого эффекта

    Данный проект успешно реализуется в центре «Я МОГУ» с 2022 года. c 2022 года 72 ребенка прошли курс по ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ. Более 70 % детей продолжают обучение в массовой школе по общеобразовательной программе. 

    25% детей обучаются по адаптированной программе в массовых школах. 5% продолжают обучение в специализированных образовательных учреждениях. 

    В настоящее время также проходят реабилитационные занятия 24 ребенка от 4 до 8 лет по программе «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ».

    Возможности масштабирования:

    • организовать дополнительные групповые и индивидуальные занятия с детьми, имеющими нарушение речи, а также слуха;
    • оказание консультативной помощи родителям с детьми ОВЗ, помощь в выборе образовательного маршутра;
    • проведение мастер-классов для педагогов, работающих в других центрах, а также для родителей.

    Экономический потенциал и устойчивость

    Партнеры проекта

    Центр «Я могу» активно сотрудничает с факультетом дошкольной и коррекционной педагогики ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, приглашая волонтеров — студентов для помощи в организации выездных мероприятий и праздников. 

    Педагоги курса Степанова Елена Александровна, Угасина Екатерина Валериевна являются активными участниками конференций, семинаров, где рассказывают об опыте работы с детьми, имеющими те или иные нарушения в развитии.

    Члены команды проекта
    1. Угасина Екатерина Валериевна, стаж работы 24 года, организатор, педагог проекта
    2. Степанова Елена Александровна, стаж работы 20 лет, руководитель, педагог проекта.
    3. Леонтьева Валентина Михайловна, стаж работы 1 год, педагог проекта
    4. Яковлева Елена Александровна, стаж работы 1 год, педагог проекта.

    Объем вложенных средств с начала реализации проекта

    Дополнительные ресурсы, привлеченные для реализации проекта

    Помещение (аренда) по адресу г. Чебоксары ул. Хевешская 34 А.

    Офис 513 -20 кв. м.

    Офис 515 -16 кв. м.

    Оборудование:

    • логопедические столы – 2 шт.,
    • пособия для проведения занятий,
    • доски,
    • шкафы для пособий,
    • комплекты парта-стол 7 шт.

    Канал в телеграм – 34 подписчика

    Сообщество в ВКонтакте – 259 подписчиков

    Педагоги: 

    • Угасина Екатерина Валериевна
    • Степанова Елена Александровна
    • Яковлева Елена Александровна
    • Леонтьева Валентина Михайловна

    Приглашаются волонтеры для помощи в организации выездных занятий, а также праздников.

    Ссылки

    Сайт проекта
    Социальные сети проекта
    Публикации о проекте

    Взаимодействие с отраслевым региональным органом власти

    Есть ли взаимодействие с отраслевым региональным органом власти
    нет

    Всероссийский конкурс проектов
    в области социального
    предпринимательства и социально
    ориентированных некоммерческих организаций

    ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ
    ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ