ФоноИгры: приложения для электронных устройств и методика выполнения домашних заданий логопеда для развития речи у детей с несформированным фонематическим слухом

Территория реализации проекта

Федеральный округ
Приволжский
Субъект Федерации
Оренбургская область
Город
Оренбург и Оренбургский район

Информация об организации

Название
НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО «РЕМЕСЛЕННАЯ ПАЛАТА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ»
Год создания
2014
Руководитель
Евгений Федорович Ларин
Электронная почта

Информация об авторе

Автор
Евгений Федорович Ларин
Должность
НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО «РЕМЕСЛЕННАЯ ПАЛАТА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ»

Информация о проекте

Год начала реализации
2017
Номинация
Социальная проблема, решаемая проектом
Цель проекта: вовлечь русскоговорящих детей в возрасте от 4 до 8 лет с нарушениями речевого развития в систематическое выполнение домашних заданий логопеда для развития слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха.
Краткое описание

Проект развивается с 2017 опирается на результаты и является развитием проекта «Комплект Логопеда для Android». Заявка № 22-1-002941 https://президентскиегранты.рф/public/application/item?id=f7bf0fe6-25f4-47ce-bcc8-f40c9b9a1646 (сайт проекта ТЬМАТЕМ.РФ).

Цель проекта: вовлечь русскоговорящих детей в возрасте от 4 до 8 лет с нарушениями речевого развития в систематическое выполнение домашних заданий логопеда для развития слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха.

Во время реализации проекта подготовлена методика выполнения домашних заданий логопеда для развития речи у детей с несформированным фонематическим слухом, позволяющая выполнять домашнее задание логопеда родителями с детьми самостоятельно в любом доступном месте без использования сложного и дорогого оборудования.
В проекте подготовлено 320 наборов приложений бесплатного дидактического материала.

Одной из причин нарушения звукопроизношения у детей является нарушение (несформированность) фонематического слуха.
Фонематический слух (слух на звуки речи) связан со слуховой функцией. Дети не выполняют домашние задания логопеда по узнаванию и различению неречевых звуков (детям не интересно, так как применяются устаревшие «карточки на бумаге», которые воспринимаются детьми как примитивные и скучные). Родители не могут самостоятельно помогать детям выполнять и контролировать выполнение домашнего задания логопеда, так как нет удобного, современного, доступного, бесплатного и понятного инструмента, позволяющего выполнять домашние задания логопеда для развития фонематического слуха как на занятиях, так и дома.

В проекте профессиональный логопед подготовил комплекты слов, обозначающих неречевые звуки, которые необходимо включить в карточки приложений. Психолог проверяет материал на соответствие детской психологии.

Все наборы карточек БЕСПЛАТНЫЕ. Приложения содержат упражнения для развития речи детей в домашних условиях, под наблюдением профессионального логопеда.
На экране устройства отображаются иллюстрации для отдельного звука. При нажатии на изображение проигрывается соответствующий звук.
Наборы карточек содержат:
 — задания для отдельного звука;
 — карточки с иллюстрациями к звукам (звуки улицы, бытовые звуки, звуки животных, звуки птиц, музыкальные игрушки, музыкальные инструменты и транспорт);
 — карточки с заданием на определение последовательности звучания.

Приложения подготовлены для самых распространенных платформах (выяснилось, что семьи целевой группы пользуются устройствами с разными операционными системами; в связи с этим было принято решение в проекте подготавливать приложение для всех основных операционных систем: «Android», «iOS», «Windows»).
Занятия с ребенком проводятся под контролем родителя/педагога. Закрепление полученных навыков ребенок может проводить самостоятельно.


1. Актуальность проекта
Обоснованность реализации проекта:
Проект решает актуальную проблему несформированности фонематического слуха у детей 4–8 лет с нарушениями речевого развития. Это затрудняет развитие речи и делает выполнение домашних заданий неинтересным из-за устаревших методов (бумажные карточки). Отсутствие удобных инструментов лишает родителей возможности эффективно помогать детям.
Соответствие целей проекта приоритетным направлениям:
Дополнительная цель проекта – поддержка семьи, улучшение доступности образования и повышение качества жизни детей с речевыми нарушениями.
Целевая аудитория:
Целевой группой являются дети 4–8 лет с нарушениями речевого развития и их родители.
2. Социальное воздействие от реализации проекта
Количество благополучателей:
За весь период реализации проекта продуктом воспользовались более 6000 детей. В последнем календарном году – более 1000 детей. В текущем проекте пилотная группа насчитывает 50 детей.
На данный момент уже опубликовано 200 приложений. Дополнительно в настоящее время тестируются 120 приложений. К концу 2024 года их общее количество достигнет 320.
Социальное партнерство:
В проекте участвуют профессиональные логопеды, психологи и образовательные учреждения.
Количество привлеченных волонтеров:
За весь период реализации проекта привлечено более 300 волонтеров. Прирост за последний календарный год составил более 100 человек.
Достигнутый социальный эффект:
Создан инструмент, который делает выполнение домашних заданий интересным и доступным, улучшая слуховое внимание, память и фонематический слух у детей.
Масштабируемость:
Подготовленные материалы и методика могут использоваться в образовательных учреждениях и распространяться на другие регионы России.
3. Экономический потенциал и устойчивость
Период существования:
Проект развивается с 2017 года.
Наличие партнеров:
Проект поддержан Фондом президентских грантов и активно взаимодействует с логопедами, психологами и волонтерами.
Наличие команды проекта:
Команда проекта включает профессиональных логопедов, психологов и IT-специалистов.
Привлеченные ресурсы:
В проекте использованы грантовые средства, волонтерская помощь и экспертная поддержка специалистов.
Востребованность продукта:
Приложения востребованы среди семей с детьми целевой аудитории и адаптированы для платформ Android, iOS и Windows, что делает их доступными для большинства пользователей.
4. Информационная открытость
Проект регулярно публикует новые приложенияна сайте ТЬМАТЕМ.РФ, а также освещается в СМИ и социальных сетях.
5. Целостность проекта
Проект полно и детально описан: цели, задачи, методы и результаты направлены на решение заявленной проблемы – несформированности фонематического слуха.

Целевая аудитория

Целевая аудитория проекта включает русскоговорящих детей в возрасте от 4 до 8 лет с нарушениями речевого развития, проживающих в городе Оренбург. Это дети, которые испытывают трудности с произношением звуков из-за несформированного фонематического слуха, а также нарушения слухового внимания и памяти.

Проект также косвенно направлен на их родителей, поскольку именно они будут помогать детям выполнять домашние задания логопеда. Родители нуждаются в простых и понятных инструментах, которые позволят им контролировать и участвовать в обучении своих детей.

Важно отметить, что целевая группа представлена семьями, пользующимися устройствами с различными операционными системами, что делает создание приложений для платформ «Android,» «iOS» и «Windows» необходимым условием для достижения результатов проекта.

Профессиональные логопеды и психологи также входят в косвенную целевую аудиторию, так как разработанные приложения и методические материалы помогут им разнообразить свою работу с детьми и повысить эффективность обучения.

Результаты проекта имеют потенциал масштабирования и могут быть использованы для решения аналогичных проблем у более широкой аудитории по всей России, где более 4,5 миллионов детей имеют речевые нарушения, требующие вмешательства специалистов.

Проблема или задача развития региона или России, решаемая проектом

Проблемы:

  1. Речевые нарушения у детей: В России около 4,5 млн детей нуждаются в логопедической помощи. Это снижает их образовательный и социальный потенциал.
  2. Устаревшие материалы: Отсутствие современных инструментов ограничивает эффективность обучения.
  3. Низкая вовлеченность родителей: Родители часто не знают, как помогать детям, что снижает результативность занятий.
  4. Недоступность ресурсов: Современные материалы недоступны многим семьям, особенно из уязвимых слоев.
  5. Социальная изоляция: Речевые проблемы осложняют интеграцию детей в общество, приводя к низкой самооценке.

Задачи проекта:

  1. Снижение речевых нарушений: Современные приложения развивают фонематический слух и речь.
  2. Цифровизация обучения: Решения для Android, iOS и Windows соответствуют целям цифровизации.
  3. Участие родителей: Понятные инструменты вовлекают родителей в процесс обучения.
  4. Инклюзия: Приложения адаптированы для детей с особыми потребностями.
  5. Социальная интеграция: Улучшение речи помогает детям адаптироваться в обществе.
  6. Доступность материалов: Бесплатные приложения обеспечивают равный доступ для всех семей. 
Реализуемый продукт или услуга, конкурентные преимущества
Каким образом достигается экономическая устойчивость, как целевая аудитория получает доступ к продуктам/услугам
Инновационная составляющая проекта, стадия готовности

Проект предлагает современные решения для коррекции речевых нарушений у детей:

  1. Интерактивные задания: Приложения включают адаптивные упражнения, развивающие фонематический слух, внимание и память.
  2. Технология подбора звуков: Уникальный алгоритм обучения звукам от простых к сложным обеспечивает поэтапное развитие речевых навыков.
  3. Высокая готовность продукта: Разработаны приложения, успешно прошедшие пилотные тестирования и доказавшие свою эффективность.
  4. Междисциплинарный подход: Работа велась с участием логопеда-методиста, психолога-аналитика контента и программистов с профильным образованием.
  5. Бесплатность: Приложения предоставляются бесплатно, что делает их доступными для всех семей, включая социально уязвимые группы

Проект готов к внедрению и масштабированию, предлагая доступный и эффективный инструмент для работы с детьми с речевыми нарушениями.

Реализуется ли проект по франшизе
нет

Ключевые показатели за период реализации проекта

Количество созданных рабочих мест за период реализации проекта (осуществления деятельности организации)
5
Количество благополучателей – потребителей продукта проекта за весь период реализации проекта (осуществления деятельности организации)
6000

Достигнутый социальный эффект за 2021 год

Прирост количества благополучателей – потребителей продукта проекта за последний календарный год
1000
Дополнительные показатели социального эффекта и описание достигнутого эффекта
Достигнутый социальный эффект:
1.   Участники тестирования в описанном проекте (50 детей) улучшили фонематический слух, внимание и память, что снизило речевые нарушения у детей.
2.   Родители стали активнее участвовать в обучении благодаря простым инструкциям и доступным приложениям.
3.   Бесплатные цифровые инструменты сделали качественное образование доступным для семей с любым уровнем дохода.
4.   Улучшение речи и коммуникативных навыков помогло детям легче адаптироваться в обществе, снизив риск изоляции.
Возможности масштабирования:
1.   Расширение проекта на другие регионы с учетом местных языковых и культурных особенностей.
2.   Дополнение функционала приложений, например, модулями для обучения грамматике и лексике.
3.   Внедрение в образовательные учреждения, включая школы и детские сады.
4.   Интеграция в национальные программы по инклюзивному и цифровому образованию для тиражирования на федеральном уровне.
 

Экономический потенциал и устойчивость

Партнеры проекта

Партнеры проекта 

1.Отдел «Центр психолого-педагогической реабилитации детей «Орион» (ЦППРД «Орион».) МАУДО «Дворец творчества детей и молодёжи» г. Оренбурга

2.Сеть речевых центров развития «Знаток». СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ.

3.Волонтеры на сайтах сайтах dobro.ru (Крупнейшая платформа для добрых дел) и procharity.ru/ (поиск интеллектуальных волонтеров для благотворительных организаций)

Экономический потенциал:
1.   Оптимизация затрат на логопедическую помощь: Использование приложений снижает потребность в регулярных очных занятиях, сокращая расходы родителей и образовательных учреждений.
2.   Создание рабочих мест: Проект привлекает специалистов — программистов, логопедов и методистов для разработки, поддержки и обновления приложений.
3.   Возможность монетизации дополнительных сервисов: Бесплатная основная версия привлекает пользователей, а дополнительные платные функции (индивидуальные настройки, расширенные задания) могут стать источником 
4.   Возможность монетизации через рекламу: Бесплатная основная версия приложений привлекает широкий круг пользователей, а размещение рекламы на платформах распространения (например, Google Play, App Store) может стать дополнительным источником дохода, обеспечивая финансовую устойчивость проекта.дохода.
Устойчивость:
1.   Низкие эксплуатационные расходы: Цифровые приложения требуют минимального финансирования после разработки, лишь на поддержку и обновление.
2.   Поддержка за счет грантов и партнёрств: Проект ориентирован на социальные программы, что обеспечивает долгосрочное финансирование от государственных и частных организаций.
3.   Высокий спрос: В условиях недостатка доступных логопедических инструментов продукт остается востребованным, что гарантирует его актуальность в долгосрочной перспективе.

Члены команды проекта

Руководитель проекта
Евгений ЛАРИН
Получил образование в Оренбургском государственном университете по специальности «Промышленная электроника» (1990–1996). Затем прошёл профессиональную переподготовку по направлениям «Менеджер в коммерческой деятельности» (2011) и «Менеджмент организации» (2013). 
С мая 2014 года по настоящее время занимает должность председателя правления Ремесленной палаты Оренбургской области. В его сферу компетенции входят деятельность организаций, направленная на вовлечение молодёжи в развитие территорий, профориентация и содействие трудоустройству молодёжи, формирование у школьников и студентов навыков ведения бизнеса и проектной работы, поддержка детских и молодёжных сообществ, реализация молодёжных проектов по направлениям деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций. 
Увлечения Евгения Ларина — программирование и домашняя мастерская. 

Логопед-методист
Елена ЗАВЕРШИНСКАЯ
Учитель-логопед, педагог дополнительного образования, руководитель творческого объединения «Школа логопедических знаний» в Центре психолого-педагогической реабилитации «Орион» города Оренбурга.
В 2002 году окончила Санкт-Петербургский институт специальной педагогики и психологии по специальности «учитель-логопед».
В своей практике применяет разработанные адаптированные общеобразовательные общеразвивающие программы «Логопедическая школа» и «Логопедическая азбука» для детей с ограниченными возможностями здоровья. Они направлены на развитие коммуникативной функции речи.
К программам разработан дополнительный учебный методический и дидактический материал. УМК «Применение игровых и обучающих технологий на логопедических занятиях» (2018 год), речевое пособие «Флексагон» (2020 год), цифровое дидактическое пособие «Логопедический тренажёр „ Автоматизация звуков речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста“» (2023 год).
Педагог активно участвует в работе методических объединений педагогических работников организаций. Выступала с докладами на конференциях, участвовала в профессиональных конкурсах.
За свою педагогическую деятельность была неоднократно награждена грамотами администрации Дворца творчества детей и молодёжи, Управления образования города Оренбурга, Министерства образования города Оренбурга.

Психолог-аналитик контента
Татьяна СЕМЕНОВА
Педагог дополнительного образования, педагог-психолог в отделе Центр психолого-педагогической реабилитации детей «Орион» города Оренбурга. Руководит творческим объединением «Семицветик», в котором занимаются обучающиеся с ОВЗ и дети-инвалиды в возрасте от 4 до 9 лет.
Стаж работы — 22 года. Имеет первую квалификационную категорию.
В своей работе использует адаптированную дополнительную общеразвивающую программу социально-гуманитарной направленности «Семицветик», которая направлена на развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
Также Татьяна Станиславовна прошла профессиональную переподготовку, например, по программам «Коррекционная педагогика и специальная психология инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС» (2017 год) и «Цифровая грамотность педагогического работника» (2020 год).


Программист
Александр ЛАРИН
Опыт участия в проектах-победителях конкурса Фонда президентских грантов
1. «Дидактический материал. "Комплект Логопеда для android».
Номер заявки 22-1-002941.
2. «ЛогоИгры: приложения для электронных устройств и методика выполнения домашнего задания для развития речи у детей»
Номер заявки 23-2-007030.
В проектах выполнял работу программиста и подготовил более 200 приложений для трех основных операционных систем: Android, iOS и Windows. Работал в команде с логопедом-методистом и психологом-аналитиком контента над разработкой технического задания и дизайна для этих приложений.
Ларин Александр Евгеньевич сын руководителя проекта проекта Ларина Евгения Федоровича. Опыт совместного программирования указан по адресу nsportal.ru/larin-evgeniy-fedorovich.
Проект занял 1 место — Ремесленная Палата Оренбургской области (Дидактический материал. «Комплект Логопеда для android») САЙТ ПРОЕКТА LogoGames.RU и ТьмаТем.РФ
Номинация «Страна возможностей», категория НКО vk.com/evgeny_larin?w=wall20107958_648
Первые версии приложений разработаны размешены на плеймаркете в 2017. Они доступны для использования бесплатно. Суммарное количество установок 40000.
Пользователи пишут положительные отзывы, предлагают улучшения. В социальных сетях о себе, как о программисте, не пишет.

Бухгалтер
Вероника ХРИСТИАНОВСКАЯ
Принимала участие в проектах-победителях конкурса Фонда президентских грантов
1. «Дидактический материал. "Комплект Логопеда для android». Номер заявки 22-1-002941.
2. «ЛогоИгры: приложения для электронных устройств и методика выполнения домашнего задания для развития речи у детей». Номер заявки 23-2-007030.
Опыт ведения бухгалтерии НКО — ведение первичной документации, начисление заработной платы, подготовка финансовой отчетности, сдача налоговой отчетности.

Объем вложенных средств с начала реализации проекта

Дополнительные ресурсы, привлеченные для реализации проекта
Материальные ресурсы:
1.   Оборудование и техника:
Компьютеры, планшеты и смартфоны для разработки и тестирования приложений.
2.   Программное обеспечение:
Лицензии на инструменты для программирования, графического дизайна и тестирования.
3.   Финансирование:
Грантовая поддержка, от Фонда президентских грантов.
Собственные средства организации.
4.   Доступ к интернету и облачным сервисам:
Для совместной работы команды, хранения данных и распространения приложений.
5.   Материалы для продвижения:
Рекламные макеты, презентации и методические материалы для родителей и логопедов.
Нематериальные ресурсы:
1.   Команда профессионалов:
Логопед-методист для создания методически верного контента.
Психолог-аналитик для проверки психологической безопасности материалов.
Программисты и дизайнеры для разработки и улучшения приложений.
2.   Труд волонтеров:
Помощь в тестировании приложений, сборе данных, продвижении и распространении информации о проекте.
3.   Опыт и экспертиза:
Знания в области логопедии, психологии и цифровой разработки.
4.   Социальное партнерство:
Отдел «Центр психолого-педагогической реабилитации детей «Орион» (ЦППРД «Орион».) МАУДО «Дворец творчества детей и молодёжи» г. Оренбурга
Сеть речевых центров развития «Знаток». СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ.
Вовлеченность родителей, которые активно участвуют в тестировании приложений, дают обратную связь, помогают адаптировать контент под потребности детей и распространяют информацию о проекте.
5.   Технологические инновации:
Уникальные алгоритмы подбора звуков и адаптации заданий.
6.Информационная поддержка:
Привлечение внимания через СМИ, социальные сети и тематические мероприятия.
Добавление труда волонтеров расширяет возможности реализации проекта и способствует вовлечению широкой аудитории в его поддержку и развитие.

Ссылки

Социальные сети проекта

Проекты Ремесленной Палаты Оренбургской области

vk.com/zrp56

Страница руководителя Ларина Евгения Федоровича

vk.com/evgeny_larin

Сайты проекта 

тьматем.рф

LogoGames.RU

zzzzz.ru

Публикации о проекте


vk.com/wall-167873559_1247
Тестирование логопедического приложения «ФоноИгры» в центре «Росток Оренбуржья»

vk.com/wall-167873559_1248
Поиск волонтеров для реализации проекта.

dobro.press/blogi/fonoigry-novoe-prilozhenie-dlya-razvitiya-rechi-v-igrovoj-forme
Статья на dobro.press 

vk.com/zrp56?w=wall-167873559_1252
Совместное мероприятие. «ФоноИгры» обратилась за помощью к резидентам инклюзивной студии «МультДобра»

dobro.press/blogi/novyj-sajt-proekta-fonoigry-i-tvorcheskie-predlozheniya-ot-studii-multdobra
Статья на dobro.press Совместное мероприятие. «ФоноИгры» обратилась за помощью к резидентам инклюзивной студии «МультДобра»

vk.com/wall-167873559_1253
Волонтёры помогли найти ресурсы

dobro.press/blogi/volontyory-pomogayut-razvivat-rech-u-detej-proekt-fonoigry-v-dejstvii
Статья на dobro.press Волонтёры помогли найти ресурсы

dobro.press/blogi/%F0%9F%93%A2-komanda-proekta-priglashaet-vseh-zhelayushhih-prinyat-uchastie-v-testirovanii
Статья на dobro.press Поиск волонтеров тестировщиков

vk.com/zrp56?w=wall-167873559_1255
Поиск волонтеров тестировщиков

vk.com/zrp56?w=wall-167873559_1256 
Приглашение «Тестирование новой версии приложения волонтерами»

dobro.press/blogi/fonoigry-novaya-versiya-testiruem-vmeste-vakansii-testirovshhik-v05
Статья на dobro.press Приглашение «Тестирование новой версии приложения волонтерами»

dobro.press/blogi/platforma-dobro-rf-otmetila-rabotu-np-remeslennaya-palata-orenburgskoj-oblasti-pochetnoj-nagradoj
Платформа Добро.рф отметила работу НП «Ремесленная Палата Оренбургской области» почетной наградой

Презентация проекта
Дополнительные материалы

Взаимодействие с отраслевым региональным органом власти

Есть ли взаимодействие с отраслевым региональным органом власти
нет

Всероссийский конкурс проектов
в области социального
предпринимательства и социально
ориентированных некоммерческих организаций

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ