Всероссийский конкурс проектов
в области социального
предпринимательства и социально
ориентированных некоммерческих организаций
Проект развивается с 2017 опирается на результаты и является развитием проекта «Комплект Логопеда для Android». Заявка № 22-1-002941 https://президентскиегранты.рф/public/application/item?id=f7bf0fe6-25f4-47ce-bcc8-f40c9b9a1646 (сайт проекта ТЬМАТЕМ.РФ).
Цель проекта: вовлечь русскоговорящих детей в возрасте от 4 до 8 лет с нарушениями речевого развития в систематическое выполнение домашних заданий логопеда для развития слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха.
Во время реализации проекта подготовлена методика выполнения домашних заданий логопеда для развития речи у детей с несформированным фонематическим слухом, позволяющая выполнять домашнее задание логопеда родителями с детьми самостоятельно в любом доступном месте без использования сложного и дорогого оборудования.
В проекте подготовлено 320 наборов приложений бесплатного дидактического материала.
Одной из причин нарушения звукопроизношения у детей является нарушение (несформированность) фонематического слуха.
Фонематический слух (слух на звуки речи) связан со слуховой функцией. Дети не выполняют домашние задания логопеда по узнаванию и различению неречевых звуков (детям не интересно, так как применяются устаревшие «карточки на бумаге», которые воспринимаются детьми как примитивные и скучные). Родители не могут самостоятельно помогать детям выполнять и контролировать выполнение домашнего задания логопеда, так как нет удобного, современного, доступного, бесплатного и понятного инструмента, позволяющего выполнять домашние задания логопеда для развития фонематического слуха как на занятиях, так и дома.
В проекте профессиональный логопед подготовил комплекты слов, обозначающих неречевые звуки, которые необходимо включить в карточки приложений. Психолог проверяет материал на соответствие детской психологии.
Все наборы карточек БЕСПЛАТНЫЕ. Приложения содержат упражнения для развития речи детей в домашних условиях, под наблюдением профессионального логопеда.
На экране устройства отображаются иллюстрации для отдельного звука. При нажатии на изображение проигрывается соответствующий звук.
Наборы карточек содержат:
— задания для отдельного звука;
— карточки с иллюстрациями к звукам (звуки улицы, бытовые звуки, звуки животных, звуки птиц, музыкальные игрушки, музыкальные инструменты и транспорт);
— карточки с заданием на определение последовательности звучания.
Приложения подготовлены для самых распространенных платформах (выяснилось, что семьи целевой группы пользуются устройствами с разными операционными системами; в связи с этим было принято решение в проекте подготавливать приложение для всех основных операционных систем: «Android», «iOS», «Windows»).
Занятия с ребенком проводятся под контролем родителя/педагога. Закрепление полученных навыков ребенок может проводить самостоятельно.
1. Актуальность проекта
Обоснованность реализации проекта:
Проект решает актуальную проблему несформированности фонематического слуха у детей 4–8 лет с нарушениями речевого развития. Это затрудняет развитие речи и делает выполнение домашних заданий неинтересным из-за устаревших методов (бумажные карточки). Отсутствие удобных инструментов лишает родителей возможности эффективно помогать детям.
Соответствие целей проекта приоритетным направлениям:
Дополнительная цель проекта – поддержка семьи, улучшение доступности образования и повышение качества жизни детей с речевыми нарушениями.
Целевая аудитория:
Целевой группой являются дети 4–8 лет с нарушениями речевого развития и их родители.
2. Социальное воздействие от реализации проекта
Количество благополучателей:
За весь период реализации проекта продуктом воспользовались более 6000 детей. В последнем календарном году – более 1000 детей. В текущем проекте пилотная группа насчитывает 50 детей.
На данный момент уже опубликовано 200 приложений. Дополнительно в настоящее время тестируются 120 приложений. К концу 2024 года их общее количество достигнет 320.
Социальное партнерство:
В проекте участвуют профессиональные логопеды, психологи и образовательные учреждения.
Количество привлеченных волонтеров:
За весь период реализации проекта привлечено более 300 волонтеров. Прирост за последний календарный год составил более 100 человек.
Достигнутый социальный эффект:
Создан инструмент, который делает выполнение домашних заданий интересным и доступным, улучшая слуховое внимание, память и фонематический слух у детей.
Масштабируемость:
Подготовленные материалы и методика могут использоваться в образовательных учреждениях и распространяться на другие регионы России.
3. Экономический потенциал и устойчивость
Период существования:
Проект развивается с 2017 года.
Наличие партнеров:
Проект поддержан Фондом президентских грантов и активно взаимодействует с логопедами, психологами и волонтерами.
Наличие команды проекта:
Команда проекта включает профессиональных логопедов, психологов и IT-специалистов.
Привлеченные ресурсы:
В проекте использованы грантовые средства, волонтерская помощь и экспертная поддержка специалистов.
Востребованность продукта:
Приложения востребованы среди семей с детьми целевой аудитории и адаптированы для платформ Android, iOS и Windows, что делает их доступными для большинства пользователей.
4. Информационная открытость
Проект регулярно публикует новые приложенияна сайте ТЬМАТЕМ.РФ, а также освещается в СМИ и социальных сетях.
5. Целостность проекта
Проект полно и детально описан: цели, задачи, методы и результаты направлены на решение заявленной проблемы – несформированности фонематического слуха.
Целевая аудитория проекта включает русскоговорящих детей в возрасте от 4 до 8 лет с нарушениями речевого развития, проживающих в городе Оренбург. Это дети, которые испытывают трудности с произношением звуков из-за несформированного фонематического слуха, а также нарушения слухового внимания и памяти.
Проект также косвенно направлен на их родителей, поскольку именно они будут помогать детям выполнять домашние задания логопеда. Родители нуждаются в простых и понятных инструментах, которые позволят им контролировать и участвовать в обучении своих детей.
Важно отметить, что целевая группа представлена семьями, пользующимися устройствами с различными операционными системами, что делает создание приложений для платформ «Android,» «iOS» и «Windows» необходимым условием для достижения результатов проекта.
Профессиональные логопеды и психологи также входят в косвенную целевую аудиторию, так как разработанные приложения и методические материалы помогут им разнообразить свою работу с детьми и повысить эффективность обучения.
Результаты проекта имеют потенциал масштабирования и могут быть использованы для решения аналогичных проблем у более широкой аудитории по всей России, где более 4,5 миллионов детей имеют речевые нарушения, требующие вмешательства специалистов.
Проблемы:
Задачи проекта:
Проект предлагает современные решения для коррекции речевых нарушений у детей:
Проект готов к внедрению и масштабированию, предлагая доступный и эффективный инструмент для работы с детьми с речевыми нарушениями.
Партнеры проекта
1.Отдел «Центр психолого-педагогической реабилитации детей «Орион» (ЦППРД «Орион».) МАУДО «Дворец творчества детей и молодёжи» г. Оренбурга
2.Сеть речевых центров развития «Знаток». СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ.
3.Волонтеры на сайтах сайтах dobro.ru (Крупнейшая платформа для добрых дел) и procharity.ru/ (поиск интеллектуальных волонтеров для благотворительных организаций)
Экономический потенциал:
1. Оптимизация затрат на логопедическую помощь: Использование приложений снижает потребность в регулярных очных занятиях, сокращая расходы родителей и образовательных учреждений.
2. Создание рабочих мест: Проект привлекает специалистов — программистов, логопедов и методистов для разработки, поддержки и обновления приложений.
3. Возможность монетизации дополнительных сервисов: Бесплатная основная версия привлекает пользователей, а дополнительные платные функции (индивидуальные настройки, расширенные задания) могут стать источником
4. Возможность монетизации через рекламу: Бесплатная основная версия приложений привлекает широкий круг пользователей, а размещение рекламы на платформах распространения (например, Google Play, App Store) может стать дополнительным источником дохода, обеспечивая финансовую устойчивость проекта.дохода.
Устойчивость:
1. Низкие эксплуатационные расходы: Цифровые приложения требуют минимального финансирования после разработки, лишь на поддержку и обновление.
2. Поддержка за счет грантов и партнёрств: Проект ориентирован на социальные программы, что обеспечивает долгосрочное финансирование от государственных и частных организаций.
3. Высокий спрос: В условиях недостатка доступных логопедических инструментов продукт остается востребованным, что гарантирует его актуальность в долгосрочной перспективе.
Руководитель проекта
Евгений ЛАРИН
Получил образование в Оренбургском государственном университете по специальности «Промышленная электроника» (1990–1996). Затем прошёл профессиональную переподготовку по направлениям «Менеджер в коммерческой деятельности» (2011) и «Менеджмент организации» (2013).
С мая 2014 года по настоящее время занимает должность председателя правления Ремесленной палаты Оренбургской области. В его сферу компетенции входят деятельность организаций, направленная на вовлечение молодёжи в развитие территорий, профориентация и содействие трудоустройству молодёжи, формирование у школьников и студентов навыков ведения бизнеса и проектной работы, поддержка детских и молодёжных сообществ, реализация молодёжных проектов по направлениям деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций.
Увлечения Евгения Ларина — программирование и домашняя мастерская.
Логопед-методист
Елена ЗАВЕРШИНСКАЯ
Учитель-логопед, педагог дополнительного образования, руководитель творческого объединения «Школа логопедических знаний» в Центре психолого-педагогической реабилитации «Орион» города Оренбурга.
В 2002 году окончила Санкт-Петербургский институт специальной педагогики и психологии по специальности «учитель-логопед».
В своей практике применяет разработанные адаптированные общеобразовательные общеразвивающие программы «Логопедическая школа» и «Логопедическая азбука» для детей с ограниченными возможностями здоровья. Они направлены на развитие коммуникативной функции речи.
К программам разработан дополнительный учебный методический и дидактический материал. УМК «Применение игровых и обучающих технологий на логопедических занятиях» (2018 год), речевое пособие «Флексагон» (2020 год), цифровое дидактическое пособие «Логопедический тренажёр „ Автоматизация звуков речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста“» (2023 год).
Педагог активно участвует в работе методических объединений педагогических работников организаций. Выступала с докладами на конференциях, участвовала в профессиональных конкурсах.
За свою педагогическую деятельность была неоднократно награждена грамотами администрации Дворца творчества детей и молодёжи, Управления образования города Оренбурга, Министерства образования города Оренбурга.
Психолог-аналитик контента
Татьяна СЕМЕНОВА
Педагог дополнительного образования, педагог-психолог в отделе Центр психолого-педагогической реабилитации детей «Орион» города Оренбурга. Руководит творческим объединением «Семицветик», в котором занимаются обучающиеся с ОВЗ и дети-инвалиды в возрасте от 4 до 9 лет.
Стаж работы — 22 года. Имеет первую квалификационную категорию.
В своей работе использует адаптированную дополнительную общеразвивающую программу социально-гуманитарной направленности «Семицветик», которая направлена на развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
Также Татьяна Станиславовна прошла профессиональную переподготовку, например, по программам «Коррекционная педагогика и специальная психология инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС» (2017 год) и «Цифровая грамотность педагогического работника» (2020 год).
Программист
Александр ЛАРИН
Опыт участия в проектах-победителях конкурса Фонда президентских грантов
1. «Дидактический материал. "Комплект Логопеда для android».
Номер заявки 22-1-002941.
2. «ЛогоИгры: приложения для электронных устройств и методика выполнения домашнего задания для развития речи у детей»
Номер заявки 23-2-007030.
В проектах выполнял работу программиста и подготовил более 200 приложений для трех основных операционных систем: Android, iOS и Windows. Работал в команде с логопедом-методистом и психологом-аналитиком контента над разработкой технического задания и дизайна для этих приложений.
Ларин Александр Евгеньевич сын руководителя проекта проекта Ларина Евгения Федоровича. Опыт совместного программирования указан по адресу nsportal.ru/larin-evgeniy-fedorovich.
Проект занял 1 место — Ремесленная Палата Оренбургской области (Дидактический материал. «Комплект Логопеда для android») САЙТ ПРОЕКТА LogoGames.RU и ТьмаТем.РФ
Номинация «Страна возможностей», категория НКО vk.com/evgeny_larin?w=wall20107958_648
Первые версии приложений разработаны размешены на плеймаркете в 2017. Они доступны для использования бесплатно. Суммарное количество установок 40000.
Пользователи пишут положительные отзывы, предлагают улучшения. В социальных сетях о себе, как о программисте, не пишет.
Бухгалтер
Вероника ХРИСТИАНОВСКАЯ
Принимала участие в проектах-победителях конкурса Фонда президентских грантов
1. «Дидактический материал. "Комплект Логопеда для android». Номер заявки 22-1-002941.
2. «ЛогоИгры: приложения для электронных устройств и методика выполнения домашнего задания для развития речи у детей». Номер заявки 23-2-007030.
Опыт ведения бухгалтерии НКО — ведение первичной документации, начисление заработной платы, подготовка финансовой отчетности, сдача налоговой отчетности.
Проекты Ремесленной Палаты Оренбургской области
Страница руководителя Ларина Евгения Федоровича
Сайты проекта
vk.com/wall-167873559_1247
Тестирование логопедического приложения «ФоноИгры» в центре «Росток Оренбуржья»
vk.com/wall-167873559_1248
Поиск волонтеров для реализации проекта.
dobro.press/blogi/fonoigry-novoe-prilozhenie-dlya-razvitiya-rechi-v-igrovoj-forme
Статья на dobro.press
vk.com/zrp56?w=wall-167873559_1252
Совместное мероприятие. «ФоноИгры» обратилась за помощью к резидентам инклюзивной студии «МультДобра»
dobro.press/blogi/novyj-sajt-proekta-fonoigry-i-tvorcheskie-predlozheniya-ot-studii-multdobra
Статья на dobro.press Совместное мероприятие. «ФоноИгры» обратилась за помощью к резидентам инклюзивной студии «МультДобра»
vk.com/wall-167873559_1253
Волонтёры помогли найти ресурсы
dobro.press/blogi/volontyory-pomogayut-razvivat-rech-u-detej-proekt-fonoigry-v-dejstvii
Статья на dobro.press Волонтёры помогли найти ресурсы
dobro.press/blogi/%F0%9F%93%A2-komanda-proekta-priglashaet-vseh-zhelayushhih-prinyat-uchastie-v-testirovanii
Статья на dobro.press Поиск волонтеров тестировщиков
vk.com/zrp56?w=wall-167873559_1255
Поиск волонтеров тестировщиков
vk.com/zrp56?w=wall-167873559_1256
Приглашение «Тестирование новой версии приложения волонтерами»
dobro.press/blogi/fonoigry-novaya-versiya-testiruem-vmeste-vakansii-testirovshhik-v05
Статья на dobro.press Приглашение «Тестирование новой версии приложения волонтерами»
dobro.press/blogi/platforma-dobro-rf-otmetila-rabotu-np-remeslennaya-palata-orenburgskoj-oblasti-pochetnoj-nagradoj
Платформа Добро.рф отметила работу НП «Ремесленная Палата Оренбургской области» почетной наградой
Всероссийский конкурс проектов
в области социального
предпринимательства и социально
ориентированных некоммерческих организаций